Африканские этюды

      Комментарии к записи Африканские этюды отключены

О легендарных диверсионных отрядах англичан, действовавших на протяжении Второй мировой на территории Северной Африки, написано за последние годы много. Люди, интересующиеся историей развития отрядов особого назначения, точно прекрасно привычны с сокращениями LRDG (Long Range Desert Group) и SAS (Special Air Service). Но мало кто знает, что в борьбе с ними немцы применяли и авиацию.

Африканские этюды
Подготовка «Хейнкеля» к известному рейду. Обратите внимание
на колоритную фигуру итальянского навигатора в центре

К началу 1942 года для германских коммуникаций в Северной Африке основной проблемой были рейды маленьких групп английских «коммандос», каковые передвигались на внедорожниках «Шевроле» по пустыне, фактически не встречая сопротивления и уничтожая тыловые объекты. Особенно доставалось итальянским гарнизонам в южной части Ливии – кульминационным моментом войны тут стал захват одной из групп оазиса Куфра 1 марта 1941 года.

Германская разведка скоро установила, что фактически единственным действенным методом борьбы с этими мобильными группами стало бы уничтожение баз снабжения и контрольного центра. Скоро было обнаружено, что управление «коммандос» ведется с Форта-Лами на территории нынешнего Чада. В том месте же был и аэропорт, куда воздухом из Западной Африки доставлялось все нужное.

Наряду с этим проблемой для немцев стало расстояние – Форт-Лами пребывал в 2500 км от побережья Средиземного моря!

Мысль атаковать противника с воздуха в первый раз пришла в голову капитану Тео Блайху (что, кстати, до войны без шуток занимался планеризмом). Ее поддержал командующий Deutsches Afrikakorps генерал Эрвин Роммель.

Ме-108, что употреблялся в качестве штабной автомобили

Скоро была организована ударная несколько Sonderkommando Blaich, в состав которой вошел… единственный боевой самолет! Для базирования группы были выбраны два аэропорта – Гун (600 км) и Себха (1000 км) к югу от Триполи. А главной задачей было уничтожение складов горючего в Форт-Лами, что, согласно точки зрения немцев, должно было быстро снизить активность англичан в их тылу.

Для акции были отобраны три самолета: He-111H-6 с дополнительным подфюзеляжным пилоном и дополнительным топливным баком в фюзеляже, переданный из состава Fliegerfuhrer Afrika; S.82 (по другим сведеньям SM.81) с дополнительным запасом горючего и Ме-108 в качестве пункта управления. Помимо этого, итальянцы прикомандировали к группе умелого навигатора, привычного с местными реалиями – Роберто Сансеверино Вимерцати.

21 января 1942 года вся несколько была собрана на полевом аэропорте с кодовым заглавием «Campo Uno» в 1200 км к югу от Триполи. Тут на «Хейнкель» были подвешены 16 бомб по 50 кг. Вылет был назначен на утро следующего дня.

Не обращая внимания на сложные условия полета, экипажу удалось выйти на цель и скинуть смертоносный груз с высоты 2000 метров. В послеполетном отчете немцы отметили пара десятков взрывов на земле.
По английским данным налет был таким неожиданным, что зенитчики кроме того опоздали открыть огонь. А всего на протяжении рейда сгорело 400 000 самолётов и галлонов 10 бензина, находившихся на земле, помимо этого, семь человек наземного персонала были ранены.

Но на обратном пути летчики заблудились и по окончании израсходования горючего «Хейнкель» совершил посадку в 200 км южнее «Campo Uno». По окончании сеанса связи поднятый по тревоге Ca.309 скинул им продовольствие и воду. По окончании ночевки в пустыне наутро прибыл Ju.52, что привез горючее, по окончании чего «Хейнкель» благополучно перелетел на аэропорт базирования.

На этом рискованная акция была закончена и больше не повторялась – немцы стали искать более надёжные дороги решения проблемы….

Последствия налета на Форт-Лами, 22 января 1942 г.

Этюд-картина "Утро в Африке"

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: