9 Этапов развития экранопланов

      Комментарии к записи 9 Этапов развития экранопланов отключены

Практическая разработка разработок на базе физического «принципа экрана» стала причиной созданию корабля и гибридов самолёта – неповторимых аппаратов («экранопланов» либо «экранолетов»), талантливых двигаться как по воде, так и в воздухе. Новшество имело закономерный итог – началось использование новых автомобилей для гражданских нужд и военных. Разглядим главные вехи истории становления превосходной разработке, сделавшей действительностью летающие крейсеры.

Эффект экрана

В 1920-х годах был открыт физический эффект экрана – явление, которому суждено было поменять представления человечества о перемещении. Эффект экрана содержится в нарастании подъемной силы летательного аппарата при помощи экранирующей способности ровных поверхностей – воды, почвы, льда. Набегающий поток воздуха формирует подушку за счет повышенного давления под несущей плоскостью, аэродинамическая хорда которой должна быть меньше высоты перемещения.

Несложнее говоря, экран представляет собой воздушную подушку без нагнетателей и гибких ограждений. Это серьёзное открытие сделало вероятным создание аппаратов, скользящих над поверхностью с «самолетными» скоростями при заметной экономии горючего если сравнивать с самолетами.

СССР стал отчизной первого теоретического обобщения по данной тематике: в первой половине 20-ых годов двадцатого века заметила свет революционная работа Б.Н. Юрьева «Влияние почвы на аэродинамические особенности крыла». С практическим же применением экранного результата трудились уже в 30-е годы – в Финляндии, где пробовали создать буксируемые аэросани, и в СССР.

Все эти испытания распознали отсутствие нужной технической базы (не существовало достаточно прочных и легких конструкционных материалов), и работы были остановлены.

9 Этапов развития экранопланов
Борис Николаевич Юрьев
kaf102.mai.ru

Положение изменилось только в 50-е годы, в то время, когда за дело взялся пионер практического применения и теоретического исследования судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. В первой половине 60-ых годов двадцатого века его КБ по СПК (конструкторское бюро по судам на подводных крыльях) начало иследования результата экрана, приведшие к созданию первого в мире экраноплана.

60-е – годы великих свершений

1961 год стал годом первого полета экраноплана. Экспериментальная машина СМ-1 превратилась в самоходную лабораторию по отработке техники пилотажа, сбору эксплуатационной статистики и изучению конструкционных материалов. Полеты проводились на испытательной станции №1 на Каспии, а для сборочных работ были выделены мощности завода «Красное Сормово» в Неприятном (сейчас – Нижний Новгород).

Опробования серии СМ стали причиной хорошим итогам, и в 1964-65 годах на «Красном Сормове» под управлением главного конструктора Алексеева и ведущего конструктора Ефимова был выстроен экраноплан КМ («корабль-макет»). Примечательно, что кодовое обозначение этого экраноплана в отчетах НАТО – «Каспийский Монстр» – в точности совпало с официальной советской сокращением.

Корабль и в действительности был монстром. Его протяженность достигала практически 100 метров, размах крыла – более 37 метров, взлетная масса – 544 тонны. До выпуска самолета-гиганта Ан-225 «Мрия» КМ оставался самым большим летательным аппаратом тяжелее воздуха.

Размах крыла 37,60 м Размах хвостового оперения 37 м Высота полета на экране 4-14 м

Характеристики аппарата КМ

Протяженность

Площадь крыла

Большая взлетная масса

Тяга

Крейсерская скорость

92 м Высота 21,80 м Размах крыла 37,60 м
662,50 м? Масса безлюдного экраноплана 240 000 кг Размах хвостового оперения 37 м
544 000 кг Тип двигателя (10 шт.) ТРД ВД-7 Протяженность 92 м
10 х 13000 кгс Большая скорость 500 км/ч Высота 21,80 м
430 км/ч Практическая дальность 1500 км Площадь крыла 662,50 м?
Мореходность 3 балла Большая взлетная масса 544 000 кг

Первый полет корабля прошёл в 1966 году. КМ проходил опробования и долгое всестороннее изучение до 1980 года, пока не разбился благодаря неточности пилота. «Потомков» КМ планировалось применять в военных целях. Высокая скорость (более 400 км\ч), гарантированное прохождение «ниже радара», возможность лететь над водой и сушей, и грузоподъемность, разрешавшая нести пара ракетных ПУ, делали эти экранопланы суровым оружием – по крайней мере, в возможности.

Но проект столкнулся с важным противодействием на уровне ведомств, а правильнее, с конфликтом между главным конструктором Ростиславом министром и Алексеевым судостроительной индустрии Борисом Бутомой. Кроме межличностных взаимоотношений, в дело вплеталась борьба между флотом, для которого проектировались экранопланы, и ВВС, включая авиационную индустрию.

О сути этих разногласий додуматься легко – экраноплан базировался на море и должен был функционировать в составе флота. Наряду с этим он являлся летающим аппаратом, и его производство потребовало авиационных разработок, мощностей и ресурсов, на каковые в полной мере закономерно претендовали профильные авиационные ведомства. Кроме бюрократической волокиты, проект экраноплана столкнулся с важными возражениями практического характера.

Главная неприятность пребывала в том, что высокая скорость аппарата была большой лишь в сравнении с водными боевыми средствами – любой дозвуковой самолет и каждая ракета без неприятностей догоняли экраноплан. Отсутствие бронирования, важных средств ПВО и довольно низкая маневренность превращали его в поразительно дорогую мишень. Однако, экономичность хода, скорость и хорошая грузоподъёмность были весомой «гирей» на весах в пользу проекта. «Потомки» «Каспийского Монстра» взяли путевку в судьбу, а пара позднее подобные работы начались и на Западе.

КМ – «Каспийский Монстр»
www.navy.su
Скромные результаты наследников Мессершмитта

Еще в первой половине 60-ых годов XX века в Соединенных Штатах начались работы над аналогами советского экраноплана. Был создал последовательность проектов, каковые так и не вышли на практическую стадию. Разработка этих аппаратов велась и в ФРГ – специалист и конструктор по аэродинамике Александр Липпиш (создатель проекта «Мессершмитт-334») создал последовательность экранопланов и, в отличие от американских сотрудников, сумел создать действующий прототип Х-114 на компании «Райн Флюгцойгбау».

Аппарат Х-114 был запланирован на размещение 460 кг нужного груза либо пяти пассажиров. Машина отличалась хорошей самолётной компоновкой – треугольное крыло с вершиной, обращенной к хвостовому оперению. Х-114 стартовал с воды, а большой угол поперечной несущей поверхности создавал динамическую воздушную подушку на протяжении стартового разбега.

Размах крыла экраноплана составлял всего 9 метров – при столь малой грузоподъемности больше не требовалось. Перемещение аппарата снабжал поршневой мотор с винтовым движителем, размещавшийся в кольцевом гнезде. Скорость автомобили достигала 200 км/ч, автономность при полной загрузке горючим должна была составлять 1000 км, а взлетная масса – 1,35 тонны. Первый полет экраноплана Х-114 прошёл в 1976 году – опробования на Балтике распознали крейсерскую скорость в 150 км\ч.

Всего было произведено три таких аппарата, переданных в ведение пограничной работы ФРГ. Западные сотрудники отстали от Ростислава Алексеева не только хронологически (на 10 лет), но и как следует – советские автомобили были на порядок больше, соответственно, имели куда громадную боевую сокровище.

Экраноплан Х-114
topwar.ru
Тяжелая будущее «Орлёнка»

Развивая идею судов КМ, КБ Алексеева создало и выстроило десантный экраноплан серии «С», названный «Орлёнок». Машина была немного меньше «Каспийского Монстра», а её корпус выполнялся из аллюминий-магниевого сплава. «Орлёнок» должен был перемещать десант на расстояние до 1500 км со скоростью до 500 км\ч и мог принять 200 морских пехотинцев со всем снаряжением, и 2 единицы БМП либо БТР или один танк. Для самообороны машина несла спаренную установку пулемета НСВТ «Утес» (калибра 12,7 мм) либо КПВ (калибра 14,5 мм).

Опробования «Орлёнка» проходили не в полной мере гладко. Обычная «заболевание» любого экраноплана – опасность встречи с волной на скорости – сыграла и сейчас. Первый прототип на полной скорости налетел на волну, которая оторвала киль и кормовое оперение с маршевым двигателем. Не обращая внимания на тяжелые повреждения, машина выдержала и смогла дотянуть до базы за счет увеличенной тяги носовых взлетно-посадочных моторов.

Обстановка, аналогичная настоящему боевому повреждению, подтвердила надёжность и живучесть экранопланов.

Всего было произведено 5 аппаратов – все они, за исключением разбитого прототипа, были переданы 11-й отдельной авиагруппе. Всего планировалось выстроить 120 «Орлят», но в первой половине 80-ых годов XX века погиб Д.Ф. Устинов – глава МинОбороны СССР и покровитель проекта.

По окончании смерти Устинова производство заморозили, передав сэкономленные средства на потребности флота.

Характеристики аппарата «Орлёнок»

Размах крыла, м 31,50 Тяга
Протяженность, м 58,11 стартовые, кгс 2 х 10500
Высота, м 16,30 маршевый, э. л. с. 1 х 15000
Площадь крыла, м? 304,60

Большая скорость,

км/ч

400
Масса, кг

Крейсерская скорость,

км/ч

350
безлюдного снаряженного 120000 Практическая дальность, км 1500
большая взлетная 140000 Высота полета на экране, м 2-10
Тип двигателя Практический потолок, м 3000
стартовые 2 ТРД НК-8-4К Экипаж, чел 6-8
маршевый 1 ТВД НК-12МК Нужная нагрузка до 2000 кг
Оружие спаренный НСВТ 12.7 либо КПВ 14.5

Экраноплан «Орлёнок»
Фото из коллекции автора
Ракетный экраноплан – гроза вражеских флотов

Прямым следствием развития экраноплана КМ стал проект 903 «Лунь». Создание десантного экраноплана не раскрывало всех возможностей корабля данного типа, исходя из этого армейские клиенты хотели взять ударную модификацию автомобили, способную нести ракетные ПУ. КБ Алексеева начало работы еще в 70-е годы, и к 1983 году на воду сошел первый прототип ракетного экраноплана.

В отличие от «Орлёнка», аппарат «Лунь» куда больше был похожим собственного предшественника. Его протяженность составляла 73 метра, восемь реактивных маршевых двигателей размещались на пилонах в носовой части, машина имела замечательное хвостовое оперение с рулями. На «пояснице» аппарата в аэродинамических наплывах поместились шесть пусковых установок «Москит», и сейчас считающихся самыми действенными противокорабельными ракетами.

Скорость в 500 км\ч разрешала «Луню» атаковать любые корабли соперника, а также авианосные соединения, практически гарантированно уходя из-под ответного удара.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века революционная машина начала прохождение опробований, а в первой половине 90-ых годов XX века ее передали для умелой эксплуатации в 236-й дивизион Каспийской флотилии. К 1991 году флотские опробования триумфально завершились – аппарат продемонстрировал себя с наилучшей стороны. Но горбачевская перестройка, поставившая крест на втором проекте – Советском Альянсе – похоронила массу превосходных разработок, среди которых была и «Лунь».

Характеристики аппарата «Лунь»

Размах крыла, м

44,00

Большая скорость,

км/ч

500

Протяженность, м

73,80

Практическая дальность, км

2000

Высота, м

19,20

Высота полёта на экране

1-5 м

Площадь крыла, м2

550,00

Мореходность, баллов

5-6

Масса большая взлётная, кг

380000

Экипаж, чел

10

Тип двигателей

НК-87

Оружие

6 ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит»

Тяга

8 х 13000 кгс

Экраноплан «Лунь»
www.navy.su
Экранопланы на работе народного хозяйства

Столкнувшись с трудностями серийной реализации собственных проектов, Алексеев внес предложение гражданские конверсии экранопланов либо же сугубо гражданские модели. Так на базе «Луня» был создан проект «Спасатель». Помимо этого, проектировались легкие экранопланы а также экранолеты, талантливые переходить в «обычный» самолетный режим с отрывом от аэродинамической подушки.

Эти работы послужили базой для целого поколения автомобилей, разрабатываемых и создаваемых сейчас. В данной связи нужно отыскать в памяти винтомоторный аппарат «Волга-2» 1986 года, его продолжение – экраноплан «Иволга» 1998 года и потрясающе эстетичный «Акваглайд-2» современной разработки. Все эти автомобили относятся к классу малых судов, перевозят 10-16 пассажиров и отличаются чрезвычайной экономичностью.

Экраноплан «Волга-2»
wikipedia.org

Экраноплан «Иволга»
wikipedia.org

Экраноплан «Акваглайд-2»
wikipedia.org
Идеи красного графа

Великий «русский итальянец» Роберто Орос ди Бартини, аристократ с коммунистическими убеждениями, бежавший из Италии с приходом к власти нацистов, в СССР стал одним из ведущих авиаконструкторов, оказавшим влияние на С.П. Королева (который считал его своим преподавателем) и других великих авиаконструкторов – Яковлева, Мясищева, Ильюшина. В первой половине 60-ых годов двадцатого века Бартини трудился над созданием гидросамолета с вертикальным взлетом, и в рамках этого проекта на базе ОКБ имени Г.М.

Бериева была создана модель ВВА-14 – экранолет-торпедоносец. Опытный образец проходил опробования на Азовском море в 1972-76 годах, но со смертью конструктора работы закончились. На данный момент корпус аппарата находится в музее ВВС в Монино.

Характеристики аппарата ВВА-14

Размах крыла, м

28,50

Тяга, кгс

Протяженность, м

25,97

маршевые

2 х 6 800

Высота, м

6,79

подъёмные

12 х 4 400

Площадь крыла, м?

217,72

Большая скорость,

км/ч

760

Масса самолёта, кг

Крейсерская скорость, км/ч

640

безлюдного

35 356

Скорость барражирования, км/ч

360

большая

52 000

Практическая дальность, км

2 450

Тип двигателя

Практический потолок, м

10 000

маршевые

2 ДТРД Д-30М

Экипаж, чел

3

подъёмные

12 ДТРД РД36-35ПР

Оружие

2 авиационные торпеды, либо 8 авиационных мин ИГМД-500, либо 16 авиационных бомб ПЛАБ-250 (большая боевая нагрузка – 4 000 кг)

Экранолет-торпедоносец ВВА-14
wikipedia.org
«Нептун» в небе

На базе работ Роберто Бартини в ОКБ имени Бериева был создан проект сверхтяжелого транспортного самолета-амфибии. Самый большой из проектируемых самолетов для того чтобы типа Бе-2500 «Нептун» вспоминал как экранолет, другими словами, должен был иметь возможность отрыва от аэродинамической подушки с переходом в самолетный режим.

Свойство применять эффект экрана делает его универсальной транспортной машиной, не требующей сложного аэродромного оборудования – аппарат способен приводняться у любого берега и функционировать с привязкой к инфраструктуре уже имеющихся портов. Мощность, грузоподъёмность и экономичность делают «Нептун» прекрасным средством для грузоперевозок – правильнее, сделали ли бы, поскольку на данный момент работы по его созданию заморожены из-за отсутствия финансирования.

Характеристики аппарата Бе-2500 «Нептун»

Размах крыла, м

125,51

Большая коммерческая нагрузка, т

до 1000

Площадь крыла, м?

3184

Крейсерская скорость полёта

Протяженность, м

115,5

на высотном режиме, км/ч

770

Высота, м

29,12

на экранном режиме, км/ч

450

Взлётный вес, т

2500

Большая дальность полёта, км

16000

Экранолет Бе-2500 «Нептун» (рисунок проекта)
wikipedia.org
прогресс и Экология Льва Щукина

В 80-е годы коммунистический конструктор Лев Николаевич Щукин создал проект дисковидного безаэродромного аппарата на экранном принципе, названный ЭКИП – «Прогресс и Экология». Разработка всецело соответствовала собственному громкому имени.

Дисковидный фюзеляж автомобили делает функции летающего крыла (а потому очень вместителен при относительно маленьких размерах) а неповторимая совокупность управления граничным слоем (обтекание воздухом фюзеляжа) сокращает сопротивление среды и экономит горючее. Двигатели аппарата (вероятна установка двух и более) трудятся на водно-эмульсионном горючем – смеси низкооктанового бензина, особого эмульгатора и воды (от 10 до 58%), что дает экологичность и уникальную экономию. Скорость автомобили должна была составлять от 100 до 700 км/ч при высотах от 3 до 11 000 метров.

К 1993 году на базе Саратовского авиационного завода шло строительство двух действующих образцов. Но, несмотря на официальную помощь проекта правительством, финансирование было прекращено. На данный момент проект передан в ведение интернационального фонда, что свидетельствует увод русских разработок заграницу, наносящий серьезный ушерб отечественной авиационной науке.

Экранолет ЭКИП
wikipedia.org

Возвращение русских экранопланов (Техно.Новости)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: