7.92-Мм авиационный пулемет czk vz. 30

      Комментарии к записи 7.92-Мм авиационный пулемет czk vz. 30 отключены

Окончание 1-й Всемирный войны сопровождалось фактически полным пересмотром привычных границ Европы, связанным с распадом четырех империй – Османской, Российской, Прусской и Австро-Венгерской. На их обломках появилось множество свободных стран, одним из которых стала Чехословакия, ранее входившая в состав Двуединой австро-венгерской монархии. Так вышло, что изрядная часть бывшей австрийской индустрии осталась в наследство новому стране.

Множество фабрик было сконцентрировано в промышленно-развитой чешской области, что предопределило уже в 20-е годы амбициозные замыслы Чехословакии в части развития собственных армии, в которых авиация занимала далеко не последнее место.

Конечно, первые годы по окончании окончания войны авиация Чехословакии представляла собой сборную солянку, доставшихся в наследство австрийских самолетов и приобретённых за бесценок устаревших аппаратов других государств. Но Чехословакия не планировала довольствоваться ролью обладателя авиахлама со всего света. Уже в первой половине 20-ых годов XX века стали появляться созданные с нуля новые проекты боевых самолетов.

В 1922-23 году начался выпуск первых боевых истребителей «домашней» разработки Аэро A.18, Авиа BH-3, Летов S.3. К середине 20-х годов чехословацкая авиация уже практически в полном составе была вооружена боевыми самолетами всех классов, отечественной разработки. Вооружались чешские самолеты, в большинстве случаев, английскими пулеметами Виккерс – в качестве наступательного оружия и Льюис – в качестве оборонительного.

Для того чтобы рода разделение типов пулеметов в английской авиации было связано с тем, что легкий и компактный Льюис с магазинным едой был эргономичен в качестве оборонительного оружия, но совсем не доходил в качестве наступательного ввиду того, что в связи со стрельбой с открытого затвора, синхронизировать его с двигателем так и не удалось. Более тяжелый Виккерс с ленточной подачей, наоборот, замечательно трудился в синхронном варианте, но был неудобен для размещения на турелях. Консервативных британцев такое положение дел, возможно, в полной мере устраивало, но менее богатые страны, деятельно развивавшие личные ВВС, все же тяготели к единообразию в вопросах оснащения. Как раз для продаж на экспорт в Англии в первой половине 20-ых годов XX века был создан магазинный вариант пулемета Виккерс, взявший экспортное обозначение Виккерс класс F.

7.92-Мм авиационный пулемет czk vz. 30

Английский турельный Виккерс класс F

За базу была забрана промежуточная модель Виккерс Mk.III, в которой при неизменной автоматике с маленьким откатом ствола, переработке был подвергнут приемник с ленточной подачи на дисковый 4-рядный магазин на 97 патронов, сходный по конструкции с магазином Льюиса. В казенной части показалась пистолетная рукоятка со спусковым крючком. Пулемет, фактически, не предполагался для оружия британской авиации, оставшейся верной ветхому Льюису, и рассматривался только для продаж зарубежным клиентам, будучи создан по польскому заказу.

Переработанные под германские патроны 7,92×57 Виккерсы-F много поставлялись Нидерландам, Чехословакии и Польше, составляя базу оборонительного оружия авиации этих государств во второй половине 20-х годов.

В Чехословакии Виккерс-F, обозначаемый как vzor 28 (дословно «модель 28 года»), был оценен по преимуществу, и во второй половине 20-ых годов XX века была закуплена лицензия на производство пулемета.

Эволюция чешского пулемета vzor 28

В качестве производителя был выбран национальный оружейный завод в Страконице (Ceska zbrojovka v Praze tovarny ve Strakonicich – Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице), широко известный в послевоенное время как производитель известных мотоциклов CZ.

Наряду с этим чехи не стали тупо копировать британский прототип, а совершили громадную работу по модернизации английского пулемета. Проектом занимались Франтишек Брейча, Франтишек Шикита и Вацлав Зибар под неспециализированным управлением Франтишека Мышки. Главной целью переработки было получение универсального авиационного оружия, пригодного как в качестве оборонительного пулемета с магазинным едой, так и в качестве наступательного курсового оружия с ленточным едой.

Итогом их работ стал летный пулемет, взявший обозначение CZK vz.30, он же vzor 30 либо CZ.30.

Главной переработке подверглись подробности приемника, для того, чтобы при замене их возможно было поменять схему питания с ленточной на магазинную, при которой употреблялся дисковый магазин емкостью 50 патронов. Снизу затворной рамы крепилась легко демонтируемая при дистанционного спуска пистолетная рукоятка со спусковым крючком, в задней части монтировался кроме этого легкосъемный складной плечевой упор.

Так, главный акцент чешской переработки Виккерса заключался в большой унификации пулемета. И нужно заявить, что чехам удалось выжать из, в неспециализированном-то, достаточно ветхой конструкции максимум. Сохранив безотказность и надёжность английского пулемета, по сути, конструкции старого Максима, разработчики взяли в полной мере современное по меркам начала 30-х годов оружие, не смотря на то, что и без особенных претензий на ноу-хау и без возможности значительного увеличения боевых качеств, но, по крайней мере, очень технологичное и разрешившее чешской авиации 30-х годов занять далеко не последнее место в мировом рейтинге авиапроизводителей.

Впредь до 1938 года, в то время, когда Чехословакия снова утратила собственную независимость, став частью нацистской Германии, фактически все чешские боевые самолеты вооружались пулеметами vz.30 как в синхронном, так и в турельном выполнении. До 1938 года на заводе Ceska zbrojovka Strakonice было выпущено около 4.5 тысяч этих пулеметов, отыскавших использование не только в Чехословакии, но и поставлявшихся на экспорт. В частности, партия vz.30 была реализована Греции.

Доставшиеся в наследство немцам, чешские пулеметы с наслаждением употреблялись новыми хозяевами Чехословакии в годы 2-й Всемирный войны, действительно, уже на запасных ролях, в качестве эрзац зенитных установок объектового ПВО. Характерно, что немцы, склонные систематизировать бессчётные трофеи со всей Европы, дали пулемету vz.30 собственное обозначение MG 30(t), равно как и второму чешскому пулемету – ручному ZB.30 – полностью не связанной с vz.30 конструкции, что приводит у нынешних любителей истории оружия к определенной путанице.

ТТХ:

Модификация CZK vz.30
Калибр, мм 7,92
Тип автоматики Маленький откат ствола
Масса, кг 11,4 (11,95 в турельном выполнении)
Протяженность, мм 1023
Протяженность ствола, мм 720
Темп стрельбы, выстр/мин 950 – 1000
Начальная скорость пули, м/с 860
Емкость магазина лента 250 и 450 патронов либо магазин 50 патронов
Масса пули, г 10,1 –11,5
Тип снаряда Маузер 7,92?57

Крупнокалиберный пулемет Корд vs Утес калибр 12,7 мм Лучший в мире сравнение характеристики ТТХ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Опробования: 1938 г. Принят на вооружение: 1941 г. Во второй половине 30-ых годов XX…

  • Авиационный пулемет «lewis».

    Разработчик: А.Льюис Страна: США Год создания: 1912 г. Ручной пулемет, чья толстая тёмная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской…

  • В тени великих держав. авиационные пулеметы лахти l-33, l-34, l-33/36, l-33/39

    В годы войны действия финской авиации традиционно оставались в тени воздушных баталий. Немногочисленные, не смотря на то, что и прекрасно организованные…

  • Авиационный пулемет сн.

    Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов Страна: СССР Начало разработки: 1934 г. Опробования: 1936 г. Принят на вооружение: 1937 г. 22 июня 1926 года в юный…

  • Авиационный пулемет шкас.

    Разработчик: Шпитальный, Комарицкий Страна: СССР Изготовление опытного образца: 1930 г. Опробования: 1932 г. Принятие на вооружение: 1932 г. Первый…

  • Авиационные пулеметы «vickers».

    Разработчик: Vickers Страна: Англия Год создания: 1916 г. На рубеже 19-20 столетий британское стрелковое оружие считалось чуть ли не самым передовым, но…