57-Мм авиационные пушки н-57 и ршр-57.

      Комментарии к записи 57-Мм авиационные пушки н-57 и ршр-57. отключены

Разработчик: А.Э.Нудельман
Страна: СССР
Начало опробований: 1946 г.
Умелая серия: 1947 г.

Опыт эксплуатации крупнокалиберных авиационных пушек разработки ОКБ-16 А.Э.Нудельмана НС-37 и НС-45 в последний год войны распознал последовательность недочётов. Во первых, в неспециализированном-то, здравая попытка унифицировать эти орудия для установки их как на истребители, так и на ударные самолеты, завел разработчиков в тупик. В случае если при НС-37 замечательное орудие было еще более либо менее приемлемо в качестве универсального, то при с 45-мм НС-45 такая концепция очевидно не увенчалась успехом.

Для установки в развале цилиндров двигателя истребителя Як-9К было нужно предельно уменьшить ствол орудия, снизив прочность и живучесть ствола, что исключало установку пушки на другие самолеты. К тому же чрезмерная отдача орудий громадного калибра очень плохо сказывалась на прочности планера носителя.

Дабы минимизировать влияние отдачи к концу войны в ОКБ-16 был создан облегченный вариант 37-мм совокупности — пушки Н-37, в которой пожертвовали баллистикой, укоротив ствол и применив менее замечательный патрон. Такое ответ было вызвано частично выводами о малой эффективности авиапушечного оружия для противодействия бронетехнике последнего периода войны с изрядно подросшей толщиной брони, ставшей малоуязвимой для снарядов пушек фактически любого авиационного калибра. Ну а для борьбы с авиационной техникой баллистики облегченной крупнокалиберной совокупности было достаточно.

В данной связи в конце 1944 года была предпринята попытка подобную же схему применить и в отношении 45-мм калибра. Другими словами, укоротить ствол, уменьшить боеприпас, в противном случае говоря, создать 45-мм аналог пушки Н-37. Проект Н-45 вел один из разработчиков пушек НС-37 и НС-45 — Георгий Андреевич Жирных.

Пушка Н-45 планировалась на послевоенных предположениях истребителя Як-9П с двигателем ВК-107, в котором диаметр втулки винта уже не ограничивал столь жестко наружный диаметр ствола пушки, как при с Як-9К. Проект 45-мм Н-45 был закончен в прототипе, но скоро был свернут в пользу более замечательной 57-мм совокупности. По всей видимости, могущество 45-мм боеприпаса не столь разительно превосходило 37-мм калибр, дабы развивать параллельно две родные совокупности.

А 57-мм боеприпас кроме того со не сильный баллистикой массой под 2 кг уже разрешал расчитывать на применение орудия и по наземным целям со намного большей эффективностью.

Ответ довести калибр авиапушки до 57-мм было принято инициативно Нудельманом частично кроме этого в связи с параллельной разработкой соперничающего проекта ОКБ-15 Шпитального — 57-мм пушки Ш-57. О пушке Ш-57 сохранилась только отрывочная информация. По всей видимости, Б.Г.Шпитальный планомерно развивал собственную предвоенную совокупность ШФК-37, доведя калибр до 57-мм.

Заменил обойменное питание на ленточное и, в отличие от разработок ОКБ-16 постарался все же создать на базе 57-мм калибра унифицированное орудие под установку как на истребители в моторном выполнении, так и для ударной авиации в качестве противотанковой. Имеется сведения, что пушку Ш-57 установили в развале цилиндров Як-9, что проходил опробования 6 июня 1945 года. Но, эта иноформация вызывает большие сомнения.

Нет подробности ни о модификации Яка, ни о итогах опробований. Быть может, тут имеет место путаница и за версию Яка с пушкой Ш-57 принимают более поздний проект Як-9П под пушку Н-57 примера 1947 года.

Но возвратимся к созданиям КБ Нудельмана. В отличие от соперников из ОКБ-16 А.Э.Нудельман не стал экспериментировать с универсальным орудием для всех случаев судьбы, неизбежно жертвуя каким-либо из параметров орудия, а инициировал разработку параллельно двух проектов. Первый, уже вышеупомянутый, — проект Г.А.Жирных, орудия с умеренной баллистикой, маленьким 1015-мм стволом и относительно не сильный патроном 57 х 160RB, 2-кг фугасный боеприпас которого покидал ствол с начальной скоростью около 600 м/с и темпом стрельбы около 230 выстр/мин предназначался, в основном, для оружия истребительной авиации.

Второй проект разработки С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова при аналогичной схеме автоматики маленького отката, предназначалась в качестве противотанкового применения с тяжелых носителей, в связи с чем, разработчики не были связаны твёрдыми требованиями массогабаритных параметров орудия и параметрами отдачи. На первый замысел выступала ее способность и мощность орудия бороться с тяжелой военной техникой.

Проект пушки Рашкова, Шенцова, Розанова, предполагал бикалиберную совокупность с двумя сменными стволами под 45 и 57-мм калибр и обозначался РШР-57/45. В конце, действительно, остановились лишь на 57-мм калибре, под что был создан новый патрон 57 х 350B с цилиндрической гильзой с буртом под ленточную подачу, 2,49-кг боеприпас которого покидал ствол с начальной скоростью 720 м/с. Масса унитарного патрона достигала 4,4 кг.

Баллистика 45-мм версии была значительно лучше, не смотря на то, что тип снаряда, использованный в ней не известен, начальная скорость боеприпаса версии РШР-45 составляла до 1000 м/с. Масса совокупности составляла 339 кг не учитывая периферии, а протяженность 4,4 м.

Занимательной изюминкой пушки РШР была сварная ствольная коробка в отличие от штампованных в прошлых проектах орудий ОКБ-16.

Разработка двух проектов тяжелых пушек велась в ОКБ-16 фактически параллельно. Приоритет отдавался облегченному примеру 57-мм пушки 100-П конструкции Г.А.Жирных, под которую были созданы пара образцов авиатехники. Одним из них был классический испытательный стенд пушек ОКБ-16 — истребитель А.С.Яковлева Як-9П.

Эта уже послевоенная версия Яка с двигателем ВК-107А разрабатывалась во второй половине 40-ых годов двадцатого века под сменный набор оружия, включавшие в себя кроме стандартных 20-мм Б-20, 23-мм НС-23, еще и тяжелые новейшие Н-37, и умелую Н-45. Третьей версией был сверхтяжелый набор из пушки 100-П, взявшей обозначение Н-57 с боекомплектом из 20 выстрелов плюс синхронной Б-20. Но, от данной версии было решено отказаться.

По некоторым сведениям Як-9П с 57-мм пушкой Н-57 проходил заводские опробования в мае-июне 1947 года, но на национальные опробования не предъявлялся. Маленький ствол пушки Н-57, оснащенный замечательным дульным тормозом, не выводился за пределы двигательного отсека истребителя и по окончании первых же выстрелов дульные газы оказывали разрушающее действие на двигатель. Ввиду этого предстоящие работы над данной версией были свернуты, тем более, что эра поршневой истребительной авиации доходила к концу.

Вторым, чуть более успешным проектом под 57-мм пушку Н-57 стал отечественный первенец реактивной авиации — истребитель МиГ-9, изначально спроектированный под установку пушки Н-57, расположенной между двух двигателей в центральной перегородке воздухозаборника.

В первых числах Октября 1946 года по окончании отстрела и отладки в тире пушечного оружия третьего прототипа МиГ-9 были совершены огневые летные опробования. Выполненные 10 и 17 октября летчиком-испытателем М.Л.Галлаем полеты на полигон в Ногинск продемонстрировали, что поведение самолета в воздухе при стрельбе из 57-мм пушки обычное, а сама стрельба в воздухе прошла удачно. Более того, по темпу стрельбы пушка Н-57 продемонстрировала кроме того громадную скорострельность, чем планировалась, достигнув 257 выстр/мин.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века производство пушки Н-57 было начато на заводе № 535 в Туле, где была изготовлена умелая серия из 36 пушек, часть из которых установили на первые серийные МиГ-9. Но летал реактивный МиГ с ними не продолжительно. Неважная маневренность отечественного реактивного первенства вынудила искать методы уменьшить конструкцию автомобили, в следствии, пушка Н-57 была скоро заменена на 37-мм Н-37.

«Тяжелая» версия 57-мм пушки РШР-57/45, оснащенная пневматическим механизмом перезарядки, проходила опробования на бомбардировщике Ту-2 № 26/46 (Ту-2Ш). Для размещения пушки поменяли носовую часть фюзеляжа, усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57, подверглись трансформациям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине, были сняты крыльевые пушки и люковая оборонительная установка.

6 декабря 1946 года все работы, которые связаны с модификацией автомобили, были закончены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. Наряду с этим ее ствол поддерживал обводы носовой части фюзеляжа (пара левее оси симметрии самолета) приблизительно на 500 мм. Автоматика снабжала ее постоянное питание из ленты.

Это разрешило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и навигатором в задней кабине.

Заводские опробования, проходившие с 9 декабря 1946 года по 28 февраля 1947 года, совершил экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по оружию М.Л.Баженов, ведущий инженер по оружию А.Горохов. Опробования продемонстрировали, что:

«… 1. За отстрел на протяжении заводских опробований прочность установки была достаточной.
2. Пневматическая совокупность трудилась безотказно.
3. Нарушений в совокупности электросигнализации, освещения и т.д. не было…
6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет.
7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета.
8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не воображает…»

Потом рекомендовалось, по окончании устранения отмеченных в отчете недостатков, предъявить машину на национальные опробования. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 года. Было сделано заключение, что: «Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 изготовления и конструкции ОКБ-16 министерства оружия национальные летные опробования выдержала и возможно рекомендована для оружия истребителей-перехватчиков…»

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века на заводе № 535 начали производство пушки РШР, но по окончании выпуска умелой серии прекратили.

Обстоятельством свертывания работ по пушке РШР стали предстоящие проекты тяжелых авиапушек ОКБ-16, в которых Нудельман постарался возвратиться к унифицированной артсистеме умеренной мощности, не столь не сильный, как Н-57, но и не столь замечательной, как РШР. Развитием этого направления стали 57-мм умелые пушки 113-П и 200-П, проходившие опробования в конце 40-х годов.

Под несколько 57-мм пушек 113-П во второй половине 40-ых годов двадцатого века разрабатывался истребитель-перехватчик И-215 С.М.Алексеева, и вдобавок более замечательную версию данной автомобили, И-216 планировалось вооружить аж 76-мм автоматом НС-76, апогеем развития предвоенной конструкции Таубина и Бабурина. Довольно этого монстра фактически ничего не известно. По окончании закрытия КБ Алексеева, все работы и над этими пушками были свернуты.

А вот 57-мм автомат 113-П, имея пара более долгий ствол, чем у Н-57, нежданно взял развитие в умелой десантируемой самоходной установке АСУ-57 конструкции А.С.Яковлева, созданной во второй половине 40-ых годов XX века. боекомплект и Тело орудия из ленты на 51 выстрел пребывал в закрытом орудийно/двигательном отсеке. Ствол пушки с замечательным дульным тормозом проходил полностью черед боевую рубку и фиксировался шкворневой установке лобового бронелиста.

Горизонтальное и вертикальное наведение в узком секторе (±7°) производилось посредством гидроцилиндров. Но, сложно было ожидать хорошего результата при разработке военной техники авиационным КБ. Национальные опробования АСУ-57 Яковлева не прошла.

Еще одним разработчиком свертяжелых авиационных автоматов стало ЦНИИ-58 — Центральное артиллерийское КБ, руководимое Василием Гавриловичем Грабиным, известным конструктором артиллерийского оружия.

В конце войны в ЦАКБ были созданы два проекта тяжелых авиапушек — 57-мм С-10 и 45-мм С-20. Пушки имели практически однообразное устройство с автоматикой маленького отката ствола, главным отличием была труба ствола. Обе пушки имели единую гильзу.

Накатник пружинный, тормоз отката — гидравлический. Обе пушки имели дульный тормоз, выходящий на 139 мм за дульный срез трубы. Обе пушки помещались в единой люльке весом 45,5 кг, которая жестко крепилась к корпусу самолета.

Были изготовлены и прошли опробования опытные образцы пушек С-10 и С-20. Средний темп стрельбы у С-20 на опробованиях составил 140 выстрелов в 60 секунд.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века ЦНИИ-58 было создано пара пушек совокупности В14: 76-мм В14-111, 57-мм В14-112 и 37-мм В14-113 с автоматикой маленького отката ствола

Пушка В14-113 планировалась для подвижных установок на бомбардировщиках; пушки В14-112 и В14-111 предназначались для твёрдой установки на истребителях, штурмовиках и бомбардировщиках.

В автоматике 37-мм пушки В14-113 был применен принцип маленького хода ствола с ускорительным продольноскользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Надежность обеспечивалась принудительным действием подвижных частей пушки.

Автоматика 57-мм пушки В14-112 была кроме этого основана на принципе маленького хода ствола. Пушка имела тяжелый затвор, который связан с гидротормозом, и рычажное запирание. Все операции производились за счет энергии отдачи затвора.

Обе пушки имели ленточное питание с рассыпными звеньями и пневматическую перезарядку и не имели дульных тормозов. Тормоза отката — гидравлические, накатники — пружинные.

К 1949 году было произведено три умелых примера В14-113 и начаты их заводские опробования. В боекомплект пушки входил лишь один тип боеприпаса — осколочно-фугасный зажигательный трассирующий (ОФЗТ), созданный в ЦНИИ-58. На протяжении наземных стрельб 37-мм боеприпас ОФЗТ продемонстрировал прекрасные результаты.

На дистанции 600 м отклонение от вертикали составляло 0,17 м, а боковое отклонение — 0,16 м. Дальность трассирования — 1100 м. Согласно мнению рабочей группы при попадании боеприпаса ОФЗТ в бомбардировщик Пе-2 он гарантированно ломал его .

К 1949 году был изготовлен один экземпляр 57-мм пушки В14-112, что поступил на опробования. В ЦНИИ-58 для В14-112 был создан один тип снаряда — боеприпас ОФЗТ. С декабря 1948 года умелая партия 57-мм выстрелов со боеприпасами ОФЗТ проходила наземные национальные опробования.

На вооружение ни одна из пушек типа В14 так и не поступила.

В 1947-1948 годах в ЦНИИ-58 создали две еще более замечательные авиационные пушки — 57-мм В-7031 и 65-мм 0904.

Пушка В-7031 владела намного большей мощностью, чем упомянутая уже В14-112. В случае если у пушки В14-112 двухкилограммовый боеприпас имел начальную скорость 555 м/с, то у новой пушки боеприпас весом 2,93 кг владел начальной скоростью 965 м/с. Так, баллистика В-7031 была близка к баллистике 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Автоматика В-7031 была основана на принципе маленького хода ствола с продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое.

Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 55% энергии отдачи.

Для В-7031 в ЦНИИ-58 было намерено создано два выстрела: со боеприпасом ОФЗТ и со боеприпасом БРЗТ (бронебойный зажигательный трассирующий).

Во второй половине 40-ых годов XX века были совершены заводские опробования двух опытных образцов 57-мм пушки В-7031 в количестве 2100 выстрелов. Во второй половине 40-ых годов XX века третий пример пушки прошел контрольные опробования в НИИ ВВС.

Работы над 65-мм автоматической авиационной пушкой 0904 были начаты во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Автоматика пушки 0904 была основана на принципе маленького хода ствола с ускорительным продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое. Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 46% энергии отдачи.

Пушка 0904 представляла собой наложение 65-мм ствола на люльку 57-мм пушки В-7031 и имела до 80% неспециализированных подробностей.

Для 65-мм пушки 0904 в ЦНИИ-58 было создано два выстрела: со боеприпасом ОФЗТ и со боеприпасом БРЗТ.

Во второй половине 40-ых годов XX века были изготовлены и прошли заводские опробования два умелых примера пушки 0904. Во второй половине 40-ых годов XX века один пример был направлен на полигонные опробования в НИИ ВВС.

На протяжении опробований 65-мм снарядов ОФЗТ и БРЗТ стало известно, что они всецело удовлетворяют тактико-техническим требованиям ВВС. При стрельбе боеприпасом ОФЗТ на расстояние 600 м вертикальное отклонение составляло 0,2 м, а боковое — 0,22 м. Время трассирования — 6 с. Бронепробиваемость достигала 20 мм, но при модернизации взрывателя возможно было взять и 25 мм.

Кучность стрельбы 65-мм боеприпасом БРЗТ была еще выше: 0,16 и 0,19 м соответственно. На дистанции 600 м боеприпас пробивал 60 мм брони при угле встречи 30°. Так, данный боеприпас имел возможность сверху пробить броню любого танка того времени.

На вооружение пушки В-7031 и 0904 так и не поступили. Наступила эра околозвуковых и сверхзвуковых реактивных самолетов, которым такие замечательные пушки были не необходимы.

Во второй половине 40-ых годов XX века в ЦНИИ-58 начались работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось ставить на самолеты-бомбардировщики типа Ту-2 и Ту-4, каковые планировали переделать в истребители. Конечно, ни винтомоторные (Як-3, Лa-5, Ла-7, Ла-9 и др.), ни реактивные (Як-15, МиГ-9 и др.) истребители физически не могли нести эту пушку из-за ее отдачи и веса.

По некоторым источникам, на решение о разработке 57-мм, 65-мм и 100-мм авиационных пушек значительно повлияли эти разведки о создании в Соединенных Штатах замечательных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позднее стало известно, что это была дезинформация.

Автоматика 100-мм пушки В-0902 — механического типа с долгим ходом ствола, наряду с этим все операции производились принудительно за счет энергии отдачи. Пушка оснащалась замечательным дульным тормозом, поглощавшим 65% энергии отдачи. Удалось сделать пушку компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов. Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика.

Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в 60 секунд. Упрочнение отдачи — 5 тысячь киллограм (49,5 кН).

Во второй половине 40-ых годов XX века был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и совершены ее заводские опробования. Во второй половине 40-ых годов XX века по итогам стендовых отладочных стрельб и испытаний (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К Январю пример был подготовлен к летным опробованиям.

Но документов о проведении летных опробований автору отыскать не удалось.

Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 намерено были созданы три выстрела: со боеприпасом ФЗТ, со боеприпасом БРЗТ и с дистанционной гранатой.

Патрон со боеприпасом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему боеприпас имел начальную скорость 810 м/с, давление в канале 2850 кг/см2 (280 МПа). Сам боеприпас весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества. Если судить по расстоянию опробований, действенная дальность стрельбы боеприпаса ФЗТ составляла 1000-1200 м.

Патрон со боеприпасом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и боеприпас приобретал начальную скорость 800 м/с. Сам боеприпас весом 14,2 кг содержал мало взрывчатого вещества (0,1 кг). Взрыватель донный МД-8.

Время трассирования 5 с. На протяжении испытательных стрельб боеприпас БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°).

Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес гранаты: 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г любой.

Боеприпас оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948-1949 годах были испытаны умелые партии гранат с унитарным и кольцевым размещением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были совершены наземные стрельбы по самолетам.

100-мм пушка В-0902 стала самой замечательной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда только в том, что она опоздала лет на пять.

Появление скоростных реактивных истребителей кардинально поменяло тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки утратили всякое значение, по крайней мере, для стрельбы по самолетам. В 50-е годы эра сверхтяжелых авиапушек окончательно стала историей.

ТТХ:

Модификация: Н-57 / РШР-57
Калибр, мм: 57 / 57
Протяженность, мм: 2185 / 4420
Протяженность ствола, мм: 1015 / 2900
Масса, кг: 135-142 / 339
Тип автоматики: маленький откат ствола
Темп стрельбы, выстр/мин: 230-257 / 140-160
Начальная скорость боеприпаса, м/с: 600 / 720 (1000 — у 45-мм версии)
Емкость магазина: лента / лента
Масса боеприпаса, г.: 2000 / 2490
Тип снаряда: 57 х 160RB / 57 х 350B

57-Мм авиационные пушки н-57 и ршр-57.

Авиационная пушка Н-57.

Авиационная пушка Н-57.

57-мм авиапушка Н-57 (на переднем замысле) в сравнении с 37-мм НС-37.

Авиационная пушка РШР-57/45.

Пушка РШР-57/45 на Ту-2Ш.

Боекомплект пушки РШР-57/45 на Ту-2Ш.

Патроны 57 х 350B для РШР-57 и 57 х 160RB для Н-57.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. Гений советской артиллерии. трагедия и Триумф В.Грабина.
Евгений Аранов. Стрелковое оружие СССР.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Н-57, РШР-57 57-мм аввиационная пушка».

АЗП 57 Автоматическая зенитная пушка С 60

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: