23 Ноября 1916 года: рихтгофен против хокера

      Комментарии к записи 23 Ноября 1916 года: рихтгофен против хокера отключены

У «Де-Хэвилленда» было преимущество в горизонтальной манёвренности, у «Альбатроса» – в скороподъёмности и скорости, но да и то, и второе нивелировалось грамотными действиями неприятеля…

Лэноу Дж. Хокер – один из пионеров истребительной авиации, первый английский лётчик, удостоенный Креста Виктории за воздушные битвы, и первый британский ас. За три летних месяца и первую декаду сентября 1915 г. капитан Хокер одержал 7 воздушных побед. После этого он руководил подготовкой и формированием 24-го сквадрона – первой в Королевском Лётном Корпусе эскадрильи одноместных истребителей, и уже майором повёл эту часть в бой в феврале 1916 г.

По британским правилам начальникам эскадрилий запрещалось рисковать и летать в бой, но запрет данный много раз нарушался. Хокер также не планировал только перекладывать бумажки в штабе и иногда принимал участие в боевых вылетах, не смотря на то, что и реже, чем ему этого хотелось бы. Осознавая, что его прошлые навыки не хорошо соответствуют тактике и технике воздушных битв лета-осени 1916 года, он ни при каких обстоятельствах не пробовал сам водить группы, ограничиваясь ролью ведомого у собственных более умелых подчинённых.

23 Ноября 1916 года: рихтгофен против хокера
Лэноу Дж. Хокер (Cross & Cockade (Great Britain) Journal № 4/1972)
Манфред фон Рихтгофен (A. E. Ferko “Richthofen”, Albatros Productions, 1995)

23 ноября он решил поучаствовать в вылете на «оборонительное» (не дальше линии фронта) патрулирование. В час пополудни (по английскому времени, германское – на час больше) с аэропорта Бертангль (Bertangles) севернее Амьена взлетела четвёрка «Де-Хэвиллендов» DH.2. Ведущим был начальник флайта «А» капитан Джон Эндрюс, днём ранее одержавший собственную седьмую победу (всего за войну 12).

В 13:30 на подходе к линии фронта британцы увидели в первых рядах и ниже себя истребители «Ньюпор» (это были самолёты 60-й эскадрильи), ведущие бой с соперником. Эндрюс повёл группу на помощь сотрудникам, разгоняя автомобили на понижении, но опоздал – немцы предпочли ретироваться. На «Де-Хэвилленде» второго лейтенанта Джона Кратча (John H. Crutch) двигатель с самого взлёта трудился с перебоями, и раскрутки на протяжении понижения просто не выдержал: неожиданно он застучал, и мощность быстро упала.

Как осознал лётчик, отключились как минимум два цилиндра (позднее стало известно, что «полетели» клапана), и ему было нужно завершить исполнение задания и приземлиться на ближайшем английском аэропорте.

Линейка «Де-Хэвиллендов» DH.2 24-й эскадрильи
(Windsock Datafile № 48)

Оставшиеся три пилота продолжили патрулирование. В 13:50 в районе Бапома (Bapaume) они нападали и «отогнали на восток» две неприятельские автомобили (возможно, разведчики – время от времени пишут, что это были «Роланды» C.II), но в то время, когда британцы начали преследование, выше них показались два «сильных патруля» германских истребителей. Ведущий сделал вывод, что пора уносить ноги, но Хокер не обратил внимания на его сигналы и спикировал за уходящей парой.

В один момент пошли в наступление и обе «верхние» германские группы.

Один из германцев зашел в хвост Хокеру, но был отогнан Эндрюсом, которого, со своей стороны, обстрелял второй истребитель соперника. На хвосте этого «гунна» уже висел самолёт лейтенанта Роберта Сондби (Robert H. M. S. Saundby), его атака разрешила английскому ведущему покинуть схватку (у него был повреждён двигатель и пробит бензобак). После этого лейтенант сумел, как ему показалось, сбить один самолёт неприятеля, по окончании чего почёл за благо кроме этого выйти из боя.

По возвращении на базу он написал в рапорте, что последний раз видел начальника эскадрильи ведущим бой с неприятельским истребителем над Ашье-ле-Гран (Achiet-le-Grand) северо-западней Бапома на высоте 3000 футов.

Руководство засчитало лейтенанту Сондби победу категории «Out of Control» – это был второй успех лётчика, а всего за войну он одержал 5 воздушных побед (четыре на фронте и один цеппелин над Англией). Майор по итогам вылета, Хокер был включён в перечень пропавших без вести.

Лейтенант фон Рихтгофен перед собственным «Альбатросом» D.II, осень 1916 г.
(A.E. Ferko “Richthofen”, Albatros Productions, 1995)

Соперником Хокера был лейтенант Манфред фон Рихтгофен из 2-й истребительной эскадрильи – ученик лучшего аса 1916 года Освальда Бёльке и восходящая звезда германской авиации. Его перевели из бомбардировочной в истребительную авиацию в сентябре, и за три месяца воздушных битв он сумел сбить 10 английских самолётов.

23 ноября он охранял на протяжении линии фронта во главе пятёрки «Альбатросов» D.II. Без нескольких мин. три (по Берлину) он нашёл самолёты соперника: «…я увидел трёх британцев… Я летел ниже соперника, следовательно, должен был ожидать, в то время, когда один из них ринется на меня.

Мало спустя британец подлетел и желал забрать меня позади…», – так лётчик позднее написал в мемуарах, опубликованных в последних месяцах 1917 (цитируется по русскому изданию 1919 г.).

Налицо явное расхождение в двух описаниях начала боя. Но в этом случае германскому лётчику не было никакого резона искажать события, да и завязку боя ему тяжело было бы забыть, а вот Эндрюс, которого прежде всего тревожили «верхние» группы истребителей, в полной мере имел возможность не обратить внимание на то, что Хокер атакует не прошлую несколько разведчиков, а ещё одну группу истребителей. Помимо этого, нельзя исключать и «творческий подход» британцев к составлению рапорта – так как им нужно было оправдаться за утрату начальника!

«Альбатрос» D.II, 2-я истребительная эскадрилья, осень 1916 года
(A.E. Ferko “Richthofen”, Albatros Productions, 1995)

Но мемуары и рапорты будут позже, а до тех пор пока Хокер отправился в наступление и открыл огонь, но успел выпустить только маленькую очередь, перед тем как Рихтгофен вышел из-под удара крутым виражом и со своей стороны постарался нападать. Два истребителя закружились в «танце» боевых разворотов и виражей, неспешно теряя высоту с трёх (по рапорту Рихтгофена) либо двух (по Эндрюсу) километров до 500 метров. Оба лётчика пробовали зайти в хвост сопернику, максимально применяя все сильные стороны собственного самолёта.

У «Де-Хэвилленда» было преимущество в горизонтальной манёвренности, у «Альбатроса» – в скороподъёмности и скорости, но да и то, и второе нивелировалось грамотными действиями неприятеля.

Ни один из соперников не имел возможности ни оторваться от преследования, ни открыть прицельный пламя. До тех пор пока положение возможно было бы назвать патовым, но в возможности оно было непременно проигрышным для британского пилота. Он скоро остался один против нескольких соперников, и не смотря на то, что до тех пор пока бой проходил как «честный поединок», поблизости всегда крутились ещё два «Альбатроса».

Лейтенанты Ханс Вортман (Hans Wortmann) и Дитер Колин (Diether Collin) пока не вмешивались в единоборство, но, без сомнений, пришли бы на помощь собственному начальнику, появись в том необходимость. Тем временем самолёты, вступившие в бой над германскими позициями, ветром медлительно сносило всё дальше на восток от линии фронта.

Тогда майор Хокер решил выйти из бесперспективного боя. Пробуя оторваться от соперника, он выполнил пара мёртвых петель и других неожиданных манёвров, на протяжении которых сумел кроме того выпустить одну прицельную очередь, так что, по признанию Рихтгофена, пули в первый раз В первую очередь боя пролетели совсем близко от его самолёта.

Выполненный одним из энтузиастов «скин» для игры Rise of Flight, показывающий истребитель DH.2
серийный № 5964, принадлежавший флайту ‘A’ 24-й эскадрильи RFC, на котором погиб майор Хокер.
Фотографии этого самолета малоизвестны, исходя из этого это не более чем реконструкция.
Настоящая окраска автомобили, вероятнее, отличалась от нее лишь числом и
размещением белых полос на крыльевых стойках
(http://riseofflight.com)

Выполненный одним из энтузиастов «скин» для игры Rise of Flight, показывающий истребитель DH.2 серийный № 5964, принадлежавший флайту ‘A’ 24-й эскадрильи RFC, на котором погиб майор Хокер. Фотографии этого самолёта малоизвестны, исходя из этого это не более чем реконструкция. Настоящая окраска автомобили, вероятнее, отличалась от неё лишь расположением и числом белых полос на крыльевых стойках (http://riseofflight.com)

Фактор неожиданности на мгновение сработал, но решающим не стал: высота была через чур мелка для долгого пикирования, и «Альбатрос» стал скоро настигать удирающего соперника. Дабы не быть «сидячей уткой», Хокер начал бросать самолёт из стороны в сторону, сохраняя общее направление полёта на юг в сторону фронта (траншеи у Бапома шли с запада на восток, а не с севера на юг) и продолжая понижение. Рихтгофен висел у него на хвосте и всегда поливал огнём, расстреляв в итоге около 900 патронов.

По окончании нескольких долгих очередей оба «Шпандау» заклинило, но один из последних выстрелов стал роковым для британского аса – он был убит пулей в голову, и его самолёт упал на землю чуть южнее деревни Линьи-Тилуа (Ligny-Thilloy), южнее Бапома, всего в 50 метрах сзади германских траншей.

Для немцев было характерно уважение к сильному сопернику, и Рихтгофен не был исключением. В его мемуарах приводятся такие эпитеты о Хокере: «британский Иммельман», «чемпион», «не новичок», «храбрый товарищ», «хороший спортсмен».

К тому же, в отличие от союзников, немцы довольно часто не показывали особенного пиетета к погибшим авиаторам соперника. С места падения самолёта забрали лишь документы и кое-какие сувениры (пулемёт «кусок» и Льюис полотна с серийным номером стали частью коллекции трофеев Красного Барона), а тело пилота осталось непогребённым. На следующий сутки германские пехотинцы сами похоронили лётчика, обозначив место последнего упокоения аса крестом из обломков его «Де-Хэвилленда».

Надпись на кресте гласила: «der Englische Major Hawker vom British Royal Flying Corps. 23.11.16».

Red Baron : Red Albatros

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: