23-Мм авиапушки ссср, нс-23; нр-23

      Комментарии к записи 23-Мм авиапушки ссср, нс-23; нр-23 отключены

Созданная перед войной советская 23-мм авиапушка ВЯ была, пожалуй, лучшей в собственном классе – замечательная, скорострельная, безотказная, достаточно легкая и технологичная. Она стала базой оружия самого массового самолета всех времен – штурмовика Ил-2. Но, при всех собственных качествах она имела через чур большое упрочнение отдачи.

Дело в том, в предвоенные годы созданный новый унитарный патрон 23х152В, применяемый в пушке ВЯ, был черезчур замечательным. В попытке создать унифицированную артсистему, одинаково пригодную как для наступательного оружия истребителей, так и для штурмовиков, никто из управления НКАП и АУ не задумался об обратной стороне могущества снаряда – неизбежной отдаче, влияющей на конструкцию планера самолета, куда должна была быть установлена пушка.

А, в это же время, упрочнение отдачи пушки ВЯ достигало по различным данным от 2.5 до 4 тысячь киллограм. Весьма и весьма значительно для конструкций финиша 30-х, начала 40-х годов. В следствии попытки установить пушку ВЯ в развале цилиндров двигателей истребителей не были успешны, нося только экспериментальный темперамент.

Уже на протяжении войны стало очевидным, что отечественная истребительная авиация осталась недовооруженной. Базу наступательного оружия отечественных Яков и Ла составляла хоть и скорострельная, но только тяжелая пушка ШВАК стрелявшая очень не сильный патронами. Запущенная уже на протяжении войны программа создания более идеальной 20-мм пушки, решала задачу только частично – разрабатывать новый более замечательный 20-мм патрон в условиях армейского времени было немыслимо, исходя из этого конкурсные работы по новым 20-мм совокупностям не решали вопроса мощности оружия, предполагая применение того же не сильный ШВАК-овского снаряда.

В данной связи в начале 1943 года в ОКБ-16, которое по окончании смерти Я.Г. Таубина возглавил его давешний сподвижник и коллега Александр Эммануилович Нудельман, были предприняты последовательность работ по созданию новой более замечательной авиационной совокупности. Нужно заявить, что подход к вопросу, не смотря на то, что и носил темперамент собственного рода импровизации армейского времени, в итоге оказался очень успешным.

Как уже отмечалось выше, организация производство принципиально нового снаряда в условиях военной экономики было делом очень сложным и дорогостоящим. Это десятки единиц штамповой оснастки, объединенной в автоматическую линию. Кроме того, что эта оснастка требует долгой отладки, полученный патрон нужно еще вынудить безотказно трудиться в созданной под него новой автоматики артсистемы.

Предвидя эти трудности, коллектив ОКБ-16 отправился по несложному пути, совместив отработанную в индустрии гильзу замечательного патрона от противотанкового ружья 14.5х114 с 23-мм боеприпасом от патрона ВЯ, для чего горловина 14.5-мм гильзы была легко увеличена в диаметре введением в технологическую линию готовых штампов дополнительной операции раздачи. Оказавшийся снаряд, известный как 23х115 мм, сохранял хорошую баллистику боеприпаса ВЯ при громадной разрушительной силе, но наряду с этим относительно небольшой для для того чтобы калибра пороховой заряд разрешал взять умеренные параметры по отдаче потенциального оружия, разрабатываемого под данный патрон.

Параллельно с разработкой снаряда в ОКБ-16 была начата работа над авиационной пушкой, имевшей заводское обозначение «115П». Главным конструктором орудия стал помощник А.Э. Нудельмана гениальный конструктор-самоучка Александр Степанович Суранов.

В группу разработчиков кроме этого вошли Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин.

Пушка «115П» повторяла конструкцию созданной перед этим 37-мм пушки НС-37, пропорционально уменьшенной в габаритах, со своей стороны, концептуально являвшейся доработанной конструкцией предвоенных работ Г.Я. Таубина, в первую очередь 23-мм пушки ПТБ-23.

Автоматика орудия трудилась на базе маленького (90 мм) отката ствола, запирание патронника осуществлялось поворотом затвора. Зарядка электропневматическая, для чего употреблялись два пневмоцилиндра. Первый – двигал назад затвор, сжимая возвратную пружину, второй сжимал пружину приемника.

Оба цилиндра включались в один момент через электромагнитный клапан.

Гашение отдачи затвора осуществлялось пружинно-гидравлическим буфером. Для увеличения технической скорострельности использовался ускоритель наката. Для упрощения конструкции орудия была применена увлекательная совокупность экстракции стреляной гильзы — при перемещении затвора она выталкивалась новым патроном.

Отдельный экстрактор не употреблялся. Боепитание осуществлялось при помощи рассыпной железной ленты лишь с левой стороны.

23-Мм авиапушки ссср, нс-23; нр-23

Отработанная на прошлом проекте 37-мм пушки НС-37 конструкция, разрешила А.С. Суранову при разработке 23-мм пушки «115П» избежать ошибок и длительного процесса проб. Пушка оказалась очень компактной и легкой для собственного класса – масса тела орудия составляла всего 37 кг при длине менее 2 метров, шириной 165 мм и высотой 256 мм. Ствол длиной 1450 мм и массой 13.2 кг имел 10 правосторонних нарезов глубиной 0.35 мм и шириной 4.825 мм.

Угол подъема витков 5 град. 12 . Умеренная мощность боеприпаса явилось следствием довольно низких черт орудия – начальная скорость боеприпаса около 690 м/с. Темп стрельбы изначально достигавший 700 выстр/мин для надежности был искусственно ограничен величиной 600 выстр\мин.

Наземные национальные опробования пушки проходили во время с ноября 1943 года по май 1944-го уже под обозначением НС-23 – Нудельман-Суранов, 23-мм. Параллельно ей проходили сравнительные опробования подобные совокупности соперничающих КБ – 23-мм авиапушка С.В. Владимирова В-23, созданная в ОКБ-2 как увеличенный вариант 14.5-мм пулемета КПВ, и разработка ОКБ-15 Ш-23 Б.Г.Шпитального.

Но, по комплексу черт соперничающие разработки существенно уступали изделию ОКБ-14, к тому же отставали по срокам доводки.

23-мм пушка НС-23

4 мая 1944 года завершились наземные опробования пушки НС-23, а 7 июня 1944 года были закончены и летные опробования пушки, установленной в моторном выполнении на истребителе Як-9УТ. По окончании чего 10 октября 1944 года ответом Госкомобороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение с организацией производства на заводе №2 в Коврове.

До конца 1944 года было выпущено около 300 пушек, в 1945-м еще 600 штук. Начальная версия пушки предполагала только крыльевое и моторное выполнение. Под обозначением НС-23КМ ее «примеряли» для оружия штурмовиков Ил-8 и Ил-10.

Повоевать новой пушке на фронтах 2-й Всемирный фактически не довелось, только весной 1945 пара попавших на фронт истребителей Як-9УТ, вооруженных моторпушкой НС-23 и парой синхронных Б-20 успели поучаствовать в завершающих битвах… Но в первых рядах была война в Корее, где пушка НС-23 приняла самое активное участие. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века под новые истребители Лавочкина была создана синхронная версия пушки НС-23С. В то время основной разработчик А.С.

Суранов покинул коллектив ОКБ-14 и доработкой пушки занимался занявший место помощника Нудельмана второй гениальный оружейник Арон Абрамович Рихтер.

Синхронные пушки НС-23 на истребителе Ла-9

Скоро синхронные предположения НС-23 стали поступать в армии, став базой оружия последних советских поршневых истребителей Ла-9 и Ла-11 по 4 и 3 штуки соответственно.

Пушками НС-23 в первые послевоенные годы вооружали фактически все новые отечественные реактивные самолеты первого поколения – МиГ-9, Як-15, первые серии МиГ-15, много умелых автомобилей. Четыре крыльевых НС-23 с боекомплектом по 150 выстрелов стали базой оружия штурмовиков Ил-10 и Ил-10М. Под истребители Як-17 выпускались пушки НС-23КМ с удлиненным стволом. В качестве оборонительного оружия пушки НС-23 практически не использовались.

Только умелый бомбардировщик Ил-22 имел кормовую одинарную установку с пушкой НС-23.

Послевоенное производство пушек НС-23 всегда наращивалось. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века завод №2 выпустил 530 штук, в 1947 – 5993, в 1948 – 7798; 1949 — 2952; в 1950 – 4298. С 1951 года производство пушек НС-23 велось на Тульском заводе № 535, где было произведено еще 6000 пушек: в 1951-м – 3584, в 1952 – 395, в 1953-м еще 2021 штук, по окончании чего производство было завершено.

Без оглядки на высокую надежность и хорошие эксплуатационные качества пушки НС-23, безотказно трудившиеся в произвольных температурных режимах и из любого положения, они все же владели рядом недочётов, в основном, недостаточной по меркам послевоенного времени темпом стрельбы. Отдача пушки, не смотря на то, что и была существенно ниже пушек ВЯ, составляя около 1.5 тысячь киллограм, все же была высока. В данной связи во второй половине 40-ых годов двадцатого века была предпринята работа по усовершенствованию совокупности.

Проект модернизации пушки возглавил Арон Абрамович Рихтер, занявший пост помощника главного конструктора ОКБ-16 вместо покинувшего данный пост А.С. Суранова. Итогом работ явилась доработанная совокупность, взявшая обозначение НР-23 (Нудельман-Рихтер).

23-мм авиапушка НР-23

Практически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими поменянными и доработанными узлами. Протяженность ствола осталась прошлой – 1450 мм, но неспециализированная протяженность пушки увеличилась до 2018 мм. Масса конструкции выросла до 39 кг.

Принцип работы автоматики не изменился, но для увеличения темпа стрельбы в конструкцию были введены ускорители наката и отката. Для уменьшения отдачи применяли гидробуфер, более действенный, чем комбинированный пружинно-гидравлический. Возвратная пружина, размешавшаяся на НС-23 открыто около ствола, на НР-23 была упрятана под кожух.

Кое-какие трансформации претерпела совокупность боепитания: новая пушка имела возможность приобретать боеприпасы с обеих сторон. В связи с применением двухсторонней подачи снарядов было нужно создать новые звенья разъемной железной ленты.

Все новшества, примененные в конструкции автоматической пушки НР-23, сказались на ее чертях. Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в 60 секунд, но начальная скорость боеприпаса осталась на уровне пушки НС-23 – порядка 690 м/с. Применение наката и ускорителей отката, разрешивших расширить темп стрельбы, сказалось на износе некоторых подробностей. Живучесть пушки НР-23 была на четверть меньше, чем у базисной НС-23 – 3 тыс выстрелов.

В первой половине 50-ых годов XX века по требованию армейских ресурс увеличили в два раза и довели до 6 тыс выстрелов.

Разработка пушки НР-23 завершилась во второй половине 40-ых годов XX века. По окончании нескольких этапов опробований в том же году началось ее серийное производство. К изготовлению новых авиационных пушек были привлечены завод №2 (г. Ковров) и завод №525 (г. Куйбышев). Официально НР-23 приняли на вооружение в первой половине 50-ых годов двадцатого века. До конца 1948 года было собрано всего 280 пушек новой модели. Уже в 49-м количество выпущенных орудий превысило 1200, а в 50-м перевалило через отметку в 5800 единиц.

В первой половине 50-ых годов XX века ковровский и куйбышевский фабрики собрали более 12 тыс. пушек, а в 52-м был установлен рекорд – 18 572 пушки. Затем темпы производства начали заметно падать. Последние 6350 орудий НР-23 были изготовлены в 1955 году.

Платформой для опробований пушки НР-23 стал истребитель Ла-15. Серийные автомобили данной модели оснащались тремя пушками. В качестве курсового оружия пушки НР-23 употреблялись на истребителях нескольких типов: Як-23 (две пушки), МиГ-15бис (две), МиГ-17 (две), МиГ-19 (две либо три, в зависимости от модификации).

Четыре пушки НР-23 несли поздние модификации штурмовика Ил-10. Дальние бомбардировщики Ту-4 на протяжении модернизации приобретали по десять пушек этого типа. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 оснащался четырьмя пушками (две курсовые и две в кормовой артиллерийской установке). Не считая него кормовую турель несли транспортный самолет Ан-12 и летающая лодка Бе-6.

Последняя кроме этого оснащалась одним орудием на носовой установке и двумя на палубной.

Две пушки НР-23 в кормовой турели Ил-28

В середине пятидесятых документация по автоматической пушке НР-23 была передана Китаю. Лицензионный вариант орудия называющиеся Type 23 устанавливался на разных истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках китайского производства.

По некоторым данным, на ранних этапах разработки боевых орбитальных станций «Бриллиант» как раз пушка НР-23 рассматривалась в качестве их главного оружия. Позднее было предложено заменить ствольное оружие ракетным.

Снаряды 23х115 мм к пушкам НС-23 и НР-23, унифицированы по боеприпасам с патронами 23х152В от пушек ВЯ и включали в себя те же сколочно-зажигательно-трассирующие, бронебойно-зажигательные и практические боеприпасы подобными по массе, наполнению ВВ и маркировке. Неспециализированная масса боеприпаса составляла 340 грамм, масса порохового заряда 33 грамма.

Модификация

НС-23

НР-23

Калибр, мм

23

Тип автоматики

Маленький откат ствола

Масса тела орудия, кг

37

39

Масса орудия с пневмосистемой зарядки

54.9

57.1

Масса ствола

13.1

13.1

Протяженность, мм

1985

2018

Протяженность ствола, мм

1450

1450

Темп стрельбы, выстр/мин

600

800-950

Начальная скорость боеприпаса, м/с

690

Емкость магазина

Лента

Масса боеприпаса, г.

200

Тип снаряда

23×115

Источники:
Сергей Монетчиков издание Братишка, 03-2004;

Александр Попов, 23-мм снаряды;

Кирилл Рябов, Отечественные послевоенные авиационные пушки калибра 23 мм

НР-23

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • 23-Мм авиапушки ссср, пушка вя

    Толчком к разработке 23-мм совокупностей авиавооружения в СССР послужил не хватает замечательный патрон ШВАК калибра 20х99R. В предвоенные годы были…

  • 23-Мм авиапушки ссср. послевоенные опытные системы

    По окончании окончания войны отечественная авиация была перед задачей. Скорости самолетов быстро росли, дистанции боя возрастали. Благодаря этого…

  • Авиапушки кригхоффа. mg 301, mk 303

    Приход к власти фашистов разрешил Генриху Кригхоффу обратить внимание на разработку боевого оружия. Не имея широкого опыта в массовом производстве…

  • 23-Мм авиационная пушка сг-23 (ткб-198).

    Разработчик: ЦКБ-14, В.Н.Салищев и В.А.Галкин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Начало опробований: 1940 г. Пристально замечая за мировыми веяниями…

  • 23-Мм авиационная пушка мп-6.

    Разработчик: ОКБ-16 Страна: СССР Опробования: 1940 г. Во второй половине 30-ых годов XX века ОКБ-16 взяло задание создать авиационную пушку под новый…

  • 23-Мм авиационная двухствольная пушка гш-23.

    Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов Страна: СССР Опробования: 1959 г. Принятие на вооружение: 1965 г. ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная…