22 Июня 1941 года. сражение за небо

      Комментарии к записи 22 Июня 1941 года. сражение за небо отключены

Сегодняшняя тема лекции – сражение в небе 22 июня 1941-го, противостояние Красной Армии и Люфтваффе. Сейчас будем говорить как конкретно о сражении, так и о предыстории.

Хочу подчернуть, что в советское время данному вопросу было уделено мало внимания в литературе. Особых публикаций по данной теме по большому счету не было, а в некоторых изучениях, каковые охватывали развитие советских армии и в частности ВВС, данной проблеме были посвящены пара абзацев либо в лучшем случае глава.

Все стало причиной тому, что к началу 90-х годов сложились стереотипы, в полной мере определённая картина этого дня и предшествующих событий, кратко которую возможно охарактеризовать такими моментами: поражение ВВС Красной Армии было обусловлено внезапностью германского нападения, в большинстве случаев, еще постоянно добавлялось, что были атакованы более 60 советских аэропортов было стёрто с лица земли более чем 1200 самолётов. Фактически во всех публикациях добавлялось, что Люфтваффе имели численное превосходство над советскими ВВС и что большинство советских самолётов были устаревшими или технически неисправными.

Самолётов новых типов, Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 было недалеко от 2 тысяч. У Люфтваффе вместе с союзниками во всех публикациях давалось около 5 тысяч самолётов, так, они превосходили ВВС РККА в техническом замысле и численно.

Эти сведения кочевали из книги в книгу, и вариаций было мало. По большей части, люди, что интересовались данной темой, имели возможность почерпнуть данные из воспоминаний очевидцев либо участников. К началу 90-х сложились определённые мифы.

Это имело негативные последствия: в связи с т.н. «свободой слова» показались псевдотеории, каковые пробовали ответить, кто виноват. Получалось, что в действительности то ли генералы предали, и случилась эта трагедия, то ли де советские солдаты не планировали воевать. В частности, такую теорию выдвинул широко известный Марк Солонин, посвятивший пара книг данной теме.

В них он пробует доказать, что якобы никакого сражения в воздухе не происходило, а русские лётчики , кинули технику и отошли на большом растоянии на восток. Это началось уже в начале 2000-х. Первая публикация так и именовалась : «Куда улетели сталинские соколы?».

Коротко хотелось бы развеять сомнения: с неприятелем сражались, когда имели возможность, применяя все средства и силы, каковые были в тот момент, легко отсутствие документального материала позволило таким людям оперировать непроверенными фактами.

Первое, в чем не прав тот же Солонин – что он отталкивается от неверных задач. Он не смог кроме того выяснить состав группировки советских ВВС на 22 июня в Западных приграничных округах, поскольку он не имел в то время информации о дислокации и реальном составе ВВС в западных округах. И потом он, применяя своевременные сводки, своевременную документацию, боевые донесения, делает неверные выводы.

Он уверен в том, что в случае если, допустим, какой-то полк имел 50 самолётов, а на следующий сутки в сводке сообщено, что осталось 20 самолётов, а по утратам в той же своевременной сводке написано 10 самолётов, он на этом фоне говорит: «А куда делись оставшиеся автомобили?». И высказывает какие-то тезисы, совсем не отвечающие действительности, по причине того, что своевременные сводки сильно отличались от донесений о утратах, и обычно то, что писалось в своевременной сводке утренней, к примеру, на 22 июня 1941 года, совсем не соответствовало тому, что позднее, через пара дней давалось вышестоящему руководству в качестве утрат.

Другими словами человек изначально задал неправильное направление, после этого «подложил» под собственную версию определённые документы, каковые не соответствуют формату изучения. Грубо говоря, он начинает сказать о количестве, а в конце оперирует своевременными документами, каковые к этому количеству никакого отношения не имели. Так, человек непонятные выводы и выдвигает сумасшедшие теории.

Самое необычное, это подхватывается многими в сети, и начинается какая-то дискуссия конспирологическая фактически.

Как же в действительности обстояли дела?

Состояние ВВС Красной Армии к началу Второй мировой, к 1 сентября 1939 года, к 22 июня 1941 года, было далёким от оптимального. Из-за чего? Были в полной мере объективные обстоятельства. Во-первых, против Красной Армии игралась сама география нашей страны, которая подразумевала наличие весьма замечательной группировки на Дальнем Востоке, среди них и ВВС, и в Закавказье. Силы, каковые должен был иметь СССР в то время, было нереально было перебросить скоро.

Скажем, авиацию из Центральной России на Дальний Восток. Не было кроме того автострады перелёта, исходя из этого самолёт нужно было сперва разбирать, везти эшелонами. Это занимало большое количество времени, исходя из этого советское управление было вынуждено держать весьма замечательные группировки на Закавказье и Дальнем Востоке.

Другими словами первоначально СССР требовалось значительно больше сил иметь еще в мирное время, соответственно, производить больше самолётов, производить больше лётчиков, затрачивать больше ресурсов, горючего, моторочасов и без того потом.

Второй нюанс: СССР лишь в начале 20-х годов начал индустриализацию. Развить такую отрасль как авиастроение за 10–15 лет – весьма непростая задача, в случае если учесть, что в царской России как такой ни выпуск, ни разработка не производились. Употреблялись закупленные конструкции и моторы самолётов.

Не смотря на то, что были выдающиеся конструкторы, Сикорский тот же, но по большей части то, что употреблялось на фронте – это была техника союзников, которая, в лучшем случае, производилась по лицензии. В общем, преодолеть проблему создания собственной качественной авиапромышленности и образцов техники к началу Второй мировой не удалось.

22 Июня 1941 года. сражение за небо
Карта строительства своевременных аэропортов

хороший пример: Люфтваффе к 1 сентября взяли пара моторов мощностью выше 1000 л.с. К сожалению, ВВС Красной Армии таковой техники не имели и отставали фактически на целый период.

Так, в техническом замысле советские самолёты проигрывали германским. Еще одной обстоятельством тому был выпуск алюминия, что в СССР в 3–4 раза отставал от германского. Соответственно, немцы имели возможность себе позволить строить цельнометаллические самолёты из дюраля, каковые, конечно, легче, а СССР был должен строить самолёты смешанных конструкций, тяжелее, что при наличии не сильный моторов создавала затруднительную обстановку.

Второй вопрос, что, в большинстве случаев, не освещался и не освещается , — это организационно-мобилизационные мероприятия, проводившиеся с 1938 года и по начало войны. СССР, как мы знаем, не смотря на то, что полностью и не вступил в войну 1 сентября, но подготовку начал проводить задолго. Произошёл «перекос» в сторону количественных параметров. Для этого были обстоятельства, среди них и территория.

Пошли по пути большего количества самолётов, пилотов, соединений, частей, в ущерб качеству. Подготовка лётного состава, которая и без того была в 30-е годы не на высоте, совсем упала до недопустимого минимума в 38–40-х годах, и выпускавшиеся пилоты, в большинстве случаев, максимум, что имели возможность освоить на боевом самолёте – это посадка и взлёт. Нередки были случаи, в то время, когда производимые курсанты имели практически 20–30 полётов на боевом самолёте.

Они кроме того взлетать и садиться фактически не имели. В начале 1939 года ВВС Красной Армии имели порядка 150 авиационных полков, в первой половине 40-ых годов двадцатого века прибавили еще 100, в 1941-м начали еще 100 полков вырабатывать. Так, по количественным чертям ВВС Красной Армии имели идеальную армаду – 350 авиационных полков, 20 с лишним тысяч боевых самолётов, 23 тысяч лётчиков в боевых частях плюс 7 тысяч лётчиков-инструкторов в военных училищах и 34 тысячи в один момент обучаемых курсантов.

С этими показателями ни о каком качестве подготовки обращение не шла. Это еще одна обстоятельство того, что события складывались достаточно трагически.

У большинства государств, той же Японии, наблюдалась обратная тенденция. Они уделяли через чур много внимания качеству подготовки пилотов и за счёт этого сильно теряли числом. В то время, когда в 1942–44 годах американцы выбили у них главную массу умелых пилотов – возможно, все знают эту историю – оказалось, что у японцев нет кадров . Перекос и в ту, и в другую сторону не весьма оптимален, и отыскать золотую середину удалось лишь американцам, и лишь за счёт того, что у них была самая богатая страна.

Они имели возможность готовить хороших пилотов в огромных количествах и наряду с этим производить моторы и прекрасные самолёты.

Ввиду так называемых организационно-мобилизационных мероприятий очень сильно «разжижался» состав кадровых частей. Кроме того те части, каковые были организованы в 30-е годы и переформированы во второй половине 30-ых годов XX века в полки, из них в течении 40–41-го годов систематично забирали умелых пилотов, начальников и направляли их в качестве комсостава во снова формируемые части. Это вело к негативным последствиям, по причине того, что кадровый состав кадровых частей был очень сильно ослаблен.

Перейдем к подготовке к войне. И Германия, и СССР подготавливались вести боевые действия в воздухе достаточно решительно. И та, и вторая стороны предполагали совершить первые операции как раз по завоеванию господству в воздухе и подготавливались функционировать по аэропортам прежде всего. Но подходы различались.

Германские ВВС более подробно доходили к этому вопросу. Важным причиной тут было то, что немцы проводили меньше оргмероприятий, меньше формировали частей, сохранив довоенные в весьма хорошем кадровом составе. Само собой разумеется, у них были утраты в кампании на Западе, кампании 1940 года, но в целом костяк остался. В случае если немцы к началу Второй мировой имели 23 истребительной группы, то на 22 июня они имели около 40 истребительных групп , т.е. состав увеличился, но не очень сильно.

А советские ВВС, имевшие на 1 сентября 1939 года 55 истребительных полков, уже к 1941 году имели около 150, причем количество в них личного состава и техники подразумевалось большее, чем у Люфтваффе. Уровень качества подготовки страдало вследствие этого, но были другие обстоятельства, которые связаны с разведкой.

Немцы в своё время создали замечательную разведывательную авиацию еще до войны, которая включала части на всех уровнях подчинённости, начиная от главного руководства Вермахта, которое имело глаза в виде специальной части, а правильнее, соединения, обер-группы Ровеля, которая включала как подразделения разведывательной авиации, так и инфраструктуру, лаборатории, аэропорты, каковые разрешали им вести разведку на наибольшем уровне. Подготовку к военным действиям против СССР немцы начали сразу же по окончании окончательного утверждения замысла «Барбаросса», что был принят в декабре 1940 года, соответственно, немцы начали подготовку В первую очередь января.

Были намерено выстроены самолёты, вернее, переделаны из существующих образцов: на них были поставлены высотные двигатели, они взяли камуфляж в виде гражданских опознавательных знаков, с них было снято всё оружие. Кроме этого, пара самолётов Ю-86 было сконструировано с гермокабинами, каковые разрешали им функционировать с высот 12–13 км. В то время для перехватчиков это была предельная высота, и действенно применять истребители-перехватчики было затруднительно.

Плюс играло роль то, что никакого радиолокационного поля над советско-германской границей не было. У СССР было пара РЛС, но они все находились недалеко от Ленинграда и Москвы, исходя из этого деятельность германских разведчиков была полностью безнаказанна. Возможно взглянуть карту, настоящую карту из ЦАМО, которая дает представление о деятельности германских разведывательных самолётов.

Это район Прибалтика и Восточная Пруссия. Одна из эскадрилий, базировавшаяся в районе Кёнигсберга, 2-я эскадрилья обер-группы Ровеля, делала разведывательные полёты по маршруту: взлетали с аэропорта Зеераппен по Кёнигсбергом, дальше над Балтийским морем, заходили приблизительно в районе Либавы, дальше недалеко от Риги, создавали разведывательные полёты над всей территорией Прибалтики, Белоруссии и уходили на собственную территорию недалеко от Бреста, садились на аэропорте недалеко от Варшавы, дозаправлялись и делали обратный разведывательный полёт по тому же маршруту в обратном направлении.

Советские посты ВНСО, другими словами обнаружения и наблюдения, весьма редко фиксировали эти полёты, по причине того, что они производились на громадной высоте. какое количество таких полётов произведено, к сожалению, мы не знаем. Советские эти говорят о 200 полётах, но в действительности их было значительно больше. Германских данных нет, но имеется фактическое подтверждение этих германских действий: немцы в своё время смогли отснять фактически все главные советские аэропорты, ЖД станции, скопления армий.

К примеру, аэрофотоснимок, сделанный с германского разведчика 10 апреля 1941 года.

Аэрофотосъемка. Каунас, 10 апредя 1941 года

На нём Каунас, видна известная Каунасская крепость, аэропорт, правильнее, южная часть аэропорта, в которой базировался 15-й истребительный полк 8-й смешанной дивизии. Видны ангары, стоянки самолётов. Детализация таких снимков была потрясающей, видно всё, включая любой самолёт.

Экипажи Люфтваффе, для которых подготавливались такие планшеты, имели возможность подробно ознакомиться с будущими целями. Эта деятельность велась повседневно, не прекращаясь фактически до 22 июня, до момента вторжения, и мы имеем кое-какие возможности в ретроспективе взглянуть, как изменялась обстановка.

К примеру, вот более поздний снимок, сделанный 9 июня, виден уже целый аэропорт Каунас, включая то, что мы видели на прошлом снимке – ангары 15 ИАП, самолёты в три последовательности перед ангарами стоят, возможно кроме того на данный момент пересчитать любой самолёт. В северной части аэропорт 31-го ИАП, возможно пересчитать все самолёты, запланировать подходы для бомбометания и с той, и иначе.

Аэрофоосъемка. 9 июня 1941

Что имела возможность противопоставить в плане разведки Красная Армия? Многие обратили внимание, что сейчас был пласт публикаций, посвящённых разведки разных структур. Она, само собой разумеется, была крайне важна, номатериалов, аналогичных немецим, не предоставляла. Вот, кстати, самолёт Ю-86 с гермокабиной, видны гражданские регистрационные символы. Это единственная машина, потерянная на протяжении этих разведывательных полётов. Неповторимый снимок.

Экипаж совершил посадку в районе Ровно – у него отказали двигатели. Немцы успели взорвать самолёт прежде, чем их пленили, но, однако, советские эксперты сумели извлечь пара остатков от фотоаппаратуры, а также плёнку, где было видно, что немцы фотографировали ЖД перегоны в районе Коростени.

Сбитый Ю-86

Советские ВВС имели возможность рассчитывать на разведывательную данные, собранную, в большинстве случаев, в 30-е годы, по причине того, что разрешение на разведдеятельность так и не было получено, как минимум, до начала июня. Имеется пара записок, каковые писали главы управления ВВС Красной Армии – сперва Рычагов, позже Жигарев, каковые просили у Тимошенко и Сталина начать разведку над германской территорией, но впредь до середины июня для того чтобы решения не было.

Советские лётчики были вынуждены рассчитывать на менее актуальные эти, каковые были собраны еще в 30-е годы. По некоторым объектам они были достаточно качественными – вот, к примеру, замысел Кёнигсберга, достаточно неплохой, имеется картматериалы, кроме того кое-какие фотографические материалы, на которых отмечены аэропорт Девау. Но главная масса данных была представлена приблизительно такими вот схемами, на которых в лучшем случае были координаты цели, простейшая схема и небольшое описание, которую, само собой разумеется, возможно применять в качестве наглядного пособия, но отыскать по ней аэропорт было фактически нереально.

Советские пилоты вынуждены были функционировать в таких обстановках обычно наугад. Приблизительно понятна отличие в разведке, которую имели немцы и ВВС Красной Армии. В соответствии с замыслам (мы не берем политические вопросов, кто первый планировал наступать, кто не планировал), советским замыслам прикрытия РККА должна была функционировать враждебно, нанеся последовательность ударов по германским аэропортам.

Но неприятность была в том, что из-за отсутствия актуальной разведывательной информации часть ударов кроме того по этим замыслам проводилась бы по безлюдным аэропортам, где не было боевых частей, и напротив, те аэропорты, где пребывали боевые части, по замыслу не должны были подвергнуться нападению.

Немцы, соответственно, имели возможность корректировать собственные замыслы впредь до 22 июня и иметь актуальную данные, видя передвижения ВВС Красной Армии как бы в режиме онлайн. И в то время, когда отдельные товарищи сомневаются, что у немцев были такие удачи 22 июня, это достаточно необычно. По причине того, что, имея данные, где необходимо было наносить удар, немцам кроме того не требуется было затрачивать сил для этого, только выделяя маленькие группы самолётов, каковые наносили правильные удары.

Занимателен нюанс технической подготовки к военным действиям. В Люфтваффе совершили изучения еще по окончании польских, французских событий и особенно на протяжении «битвы за Британию». Была отработана тактика действий против аэропортов соперника, которая включала в себя как тактические приемы, так и применение специальных снарядов.

Была создана целя номенклатура оружия, включающая в себя осколочные бомбы, каковые должны были стать ноу-хау, действенным способом уничтожения авиации на аэропортах. Это маленькая бомба SD-2, массой 2,5 кг, самая маленькая в то время бомба, предназначенная для военных действий. Потом шла в номенклатуре SD-10, позже бомба SD-50, осколочная, и последняя, SD-250, это уже весьма тяжёлая бомба, но она редко использовалась.

Главные бомбы, каковые использовались – это были как раз SD-2 и SD-50.

Авиационные бомбы SD-2 и SD-50

В чем было их преимущество? Германские самолёты взяли держатели под эти бомбы, каковые разрешали подвешивать большое их количество. Допустим, простой истребитель Мессершмит имел возможность подвесить 96 аналогичных бомб. Не обращая внимания на то, что бомба маленькая на первый взгляд, она имела эффективность, равную 82-мм мине, другими словами весьма важную: попадание в самолёт фактически всегда ломало его .

Помимо этого, часть этих снарядов была обеспечена часовыми механизмами, что делало их еще большей проблемой для аэропортов. Они имели возможность взрываться через час, через два по окончании того, как были скинуты.

Вот как смотрелся в поле самолёт из второй группы 27 истребительной эскадры, снаряжённый бомбами.

Настоящий снимок июня 41-го года в районе Сувалок. Подвески SD-2 под тяжёлый истребитель БФ-110, у него под каждым крылом под 48 бомб, неспециализированная нагрузка – 96 бомб. Кроме этого практиковалась подвеска 4 бомб SD-50, что, в принципе, также действенно.

Обращаю внимание, что, к примеру, типовой СБ, главный бомбардировщик к 1941 году в ВВС Красной Армии, в большинстве случаев, нес загрузку всего лишь из 6 бомб ФАБ-100, другими словами истребитель Ми-109 был практически эквивалентен СБ.

Весьма интересно видео атаки бомбами SD-2, которое показывает, какую площадь аэропортов имели возможность засеять ими. Это первые кадры, это бомбёжка SD-50, кстати. А вот SD-2 бомбят.

Другими словами кроме того маленькая несколько германских истребителей, снаряжённых такими бомбами, имела возможность с высокой степенью уверенности обеспечивать уничтожение матчасти, которая была не укрыта.

Германские бомбардировщики также были подготовлены как раз для действий по аэропортам. Они, в большинстве случаев, несли (Юнкерс-88 и Дорнье-17) по 360 аналогичных бомб, то, что мы на данный момент видели. Группа из трёх самолётов имела возможность скинуть 1000 таких бомб. Помимо этого, употреблялись еще более большие снаряды, по большей части, бомбы SD-50. В номенклатуре германских бомбардировщиков Ю-88 и Дорнье-17 имели возможность подвешиваться 20 таких бомб, без перегрузки, а бомбардировщик Хейнкель-111 имел возможность подвешивать без перегрузки 32 таких бомбы.

Другими словами атака звена Юнкерс-88 была эквивалентна атаке группы СБ в 9 самолётов.

Соответственно, звено Хейнкель-111 имело возможность скинуть практически 100 таких бомб, и это эквивалентно действиям эскадрильи самолётов ДБ-3, в каковые подвешивали по 10 «соток». Помимо этого, все германские истребители в то время уже несли пушечное оружие, по две пушки либо по одной, в случае если сказать о Ме-109 F. Советские самолёты были вооружены по большей части пулемётами, было совсем маленькое количество самолётов И-16 с пушечным оружием, и только что пошли в серию самолёты Як-1.

Важным причиной была сама организация соперника. Люфтваффе – это конкретно род армий в Германии, что подчинялся конкретно рейхсмаршалу и потом фюреру и имел собственную всецело выстроенную структуру. Не считая фактически авиационных частей, это еще был зенитная артиллерия и тыл, весьма замечательная. ВВС Красной Армии были не полностью родом армий, это был скорее вид, что подчинялся сухопутным армиям.

Интересный факт: до 30 июня 1941 года не было должности командующего ВВС Красной Армии, был глава управления. Командующие ВВС фронтов подчинялись конкретно командующим фронтами, и это сыграло потом негативную роль. Не считая мобилизационно-организационных мероприятий, советские ВВС в 1939–40 гг. переместились на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, исходя из этого они были вынуждены строить новую сеть аэропортов по всей границе.

К примеру, это часть карты строительства аэропортов в Прибалтике. Соответственно, та совокупность подчиненности сухопутным армиям делала весьма значительную проблему: советские ВВС растягивались по всему фронту от Мурманска до Чёрного моря узким слоем. Часть сил, по причине того, что строительство аэропортов лишь велось, ВВС Красной армии вынуждено были держать значительно восточнее, приблизительно по меридиану Смоленск-Киев-Запорожье.

Получалось, что ВВС были поделены как минимум на два эшелона, удалённых друг от друга приблизительно на 400–500 километров. Части, находившиеся недалеко от Таллинна, Смоленска, Орши, Могилёва, Киева, Проскурово, Кривого Рога никак не могли в первых сражениях оказать помощь частям первого эшелона. А строительство аэропортов ни в 39-м, ни в 40-м году подобающим образом не было совершено.

41-й был годом, в то время, когда пробовали закрыть эти прорехи. Началось строительство сходу 800 своевременных аэропортов, помимо этого, на 240 аэропортах начали строить вот такие бетонированные типовые полосы, что также не добавило оптимизма, по причине того, что кроме того человеку, что не знаком со постройкой, ясно, что такое много строительных объектов за шесть месяцев легко нереально выстроить.

Схема размещения полос на аэропорте

Соответственно, вот одна из фотографий, как красноармейцы монтируют сетку под заливку цементной полосы.

Укладка сетки под заливку цементной полосы

Распределение сил. В Прибалтике первый летный корпус находится приблизительно от Кёнигсберга до границы, и соответственно противостоящие ему ВВС Красной Армии находится вот тут 6-я дивизия, тут 7-я дивизия, тут 8-я, тут 57-я, а четвертая, к примеру, находится аж недалеко от Таллинна, Тарту, и в таком построении затевать боевые действия она не имеет возможности. Она не имеет возможности вести действенно боевые действия, кроме того бомбардировщиками.

Другими словами немцы имели возможность применять все силы в первом ударе, советские ВВС – нет. Причем кроме того по замыслу прикрытия часть сил всё равняется должны были размешаться по линии Западной Двины, другими словами на расстоянии где-то 250 км от границы, и также соответственно, я не воображаю, как они имели возможность принимать участие в приграничном сражении в таком ракурсе. Это происходило везде, не только в Прибалтике, на всём протяжении и Западного фронта, и Юго-Западного, и ВВС 9-й армии в Молдавии.

Советские ВВС вступали далеко не в оптимальном составе, имея разделение на пара эшелонов. Кроме того первый эшелон был разделен тогда на два эшелона на протяжении границы, и на расстоянии где-то 250 км, и третий эшелон был на расстоянии 400–500 км от границы.

Все знают з хрестоматийные эти, что Люфтваффе имело где-то около 2,5 тысяч боевых самолётов, ВВС Красной Армии имело где-то 7,5 тысяч боевых самолётов в Западных округах, но реально применять солидную часть сил нереально по перечисленным выше обстоятельствам. Помимо этого ВВС Красной Армии пребывали в стадии развертывания, и в случае если немцы имели возможность выставить все собственные 20 истребительных групп в оптимальном составе 22 июня, то из представленных в западных округах 6

Лекция Михаила Тимина "22 июня 1941 года. Сражение за небо"

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: