2 Августа 1990 года — иракское вторжение в кувейт

      Комментарии к записи 2 Августа 1990 года — иракское вторжение в кувейт отключены

События американской операции «Буря в пустыне» 1991 года заслонили собой вторжение армий Саддама Хуссейна в Кувейт несколькими месяцами ранее. Однако, маленькая кампания прошла достаточно не легко для иракцев, а вооруженные силы маленького страны оказали хорошее сопротивление. Причем зенитчики и кувейтские лётчики одержали пара десятков побед.

Сейчас пришла пора осветить и это «белое пятно».

Существуя в тени собственных могущественных соседей — Саудовской Аравии, Ирана и Ирака — Кувейт с площадью всего 14000 квадратных километров и населением в 1,6 миллионов человек, однако известен во всем мире как богатейшая нефтяная нация.

Еще в начале XVIII века шейхство Кувейт стало практически свободным от Турции. Спустя полсотни лет тут утвердилась правящая и поныне семейство ас-Сабахов, которая основала эмират. Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века эмират Кувейт попал под британское влияние и превратился в протекторат в составе Англии.

19 июня 1961 года Кувейт получил настоящую независимость, но сразу после этого премьер-министр Ирака генерал Касем заявил о собственных претензиях на эмират. Иракцы вычисляли Кувейт частью собственной страны. Главным объектом их притязаний были открытые британцами во второй половине 30-ых годов двадцатого века богатейшие месторождения — эмират практически плавал на нефти, которую возможно было добывать в любой точке его территории.

В ответ на иракские притязания британцы отправили в Кувейт войска. Скоро английский контингент был заменен вооруженными силами Лиги арабских стран, а в первой половине 60-ых годов двадцатого века Багдад был должен признать за страной Кувейт право на существование. В один момент стали создаваться вооруженные силы — в первой половине 60-ых годов XX века были основаны и ВВС.

Базу их составили шесть учебных «Джет Провост» Т.51 и четверка вертолетов Уэстланд «Уирлуинд». До конца 70-х годов воздушные силы пребывали под сильным английским влиянием — целый летно-технический персонал подготавливался именно на «Туманном Альбионе».

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века были закуплены 11 «Хантеров» F.57, но автомобили были очевидно устаревшие, и скоро кувейтцы стали искать более современные истребители. И тутЛондон внес предложение на продажу Саудовской Аравии и Кувейту «Лайтнинги» F.53. Вообще-то автомобили считались «суперсекретными», и на их экспорт было наложено эмбарго.

Но господам с Даунинг стрит именно не хватало средств для оплаты партии из 50 F-111, и исходя из этого было нужно пойти на таковой ход.

Поставки 12 «Лайтингов» F.Mk.53 и двух учебных Т.55 растянулись фактически на год, в первую очередь из-за низких темпов обучения местных летчиков. Исходя из этого для улучшения совокупности подготовки летчиков в конце 1969 года был заключён сделку на поставку 12 «Страйкмастеров» Мк.83.

2 Августа 1990 года - иракское вторжение в кувейт

«Лайтинг» F.Mk.53 ВВС Кувейта

В один момент в страну прибыли пара десятков британских техников и лётчиков. Формально все они лишились работы из RAF и приобретали деньги от личной кампании (на деле же это были деньги английских плательщиков налогов).

Тем временем в первой половине 70-ых годов XX века в очередной раз случился очередной всплеск кувейтско-иракских противоречий. Саддам Хуссейн «внес предложение» шаху Кувейта передать часть собственной территории для постройки совместной иракско-советской военно-морской базы Умм эль Куаср. Такие «переговоры» наглядно показали необходимость коренной модернизации кувейтских армии.

Для ВВС была создана целая программа — благо денег было в избытке.

Во-первых, в начале 1974 года во Франции были заказаны 18 Дассо «Мираж» F.1CK, два учебно-боевых «Мираж» F.1BK и 24 боевых вертолета SA.342K «Газель». В марте того же года в Соединенных Штатах был размещен заказ на 30 штурмовиков A-4KU «Скайхок» и ЗРК MIM-23 «Хок». Большая часть вертолётов и самолётов прибыли во время с 1976 по 1978 года, а летчики обучались на месте французскими и пакистанскими инструкторами.

В первой половине 80-ых годов XX века была заказана дополнительная партия в 15 «Миражей» F.1CK-2 (из них два — учебно-боевых) вместе с шестью вертолетами AS.332F «Супер Пума», вооруженных ПКР «Экзосет». Учебные автомобили были дополнены 12 «Хок» Т.Мк.64.

Mirage F1BK-2? ВВС Кувейта

Так, кувейтские ВВС на начало 90-х представляли собой маленькие, но прекрасно сбалансированные и оснащенные воздушные силы.

Но военная теория нацеливала их на совсем другого неприятеля. С стороны Ирака никто не ожидал агрессии, поскольку на всем протяжении ирано-иракской войны правители Кувейта денежно поддерживали Ирак. Шахский Иран много раз выступал с протестами, а в ноябре иранцы совершили «примерно-показательные» рейды.

Целями для иранских «фантомов» стали иракские посты на протяжении иракско-кувейтской границы. Таких рейдов было три — 12,16 ноября 1980 года и в апреле 1981 года. Иракские и кувейтские зенитчики записали себе один сбитый самолет соперника, но реально иранские летчики утрат не понесли.

В осеннюю пору 1981 года по окончании того, как Кувейт передал Ираку очередной транш в 2 миллиарда американских долларов, иранские «фантомы» атаковали нефтеперерабатывающий завод в Умм Аяш.

Но не обращая внимания на постоянные налеты, Кувейт предоставлял иракским вооруженным силам собственный воздушное пространство, аэродромы и порты (дошло до того, что во второй половине 80-ых годов двадцатого века иракские летчики стали вовсю применять кувейтское воздушное пространство конкретно для атак на иранские нефтедобывающие платформы в Персидском Заливе). Особенно ответственным для Багдада была помощь в осеннюю пору 1987 года, в то время, когда иранские армии перерезали коммуникации в южном Ираке и фактически все снабжение шло через кувейтскую территорию.

Как минимум два раза иракские истребители приземлялись на авиабазе Дахран (Саудовская Аравия) и один раз на кувейтской авиабазе. Эти автомобили совершали дальние рейды в Персидский Залив и совершали посадки из-за неприятностей с дозаправкой в воздухе.

Соседские отношения дошли до таковой стадии, что Хуссейн действительно начал рассматривать Кувейт как иракскую провинцию, и иракские летчики прекратили кроме того запрашивать официальное разрешение на вход в воздушное пространство «соседа».

Но эту идиллию нарушили события июля 1990 года, в то время, когда Садам Хуссейн выдвинул Кувейту множество важных требований, а также «компенсации утрат» в 2,4 миллиардов долларов за якобы незаконную добычу нефти в приграничном месторождении, списания задолженности по займам, взятым на протяжении ирано-иракской войны (а это еще 17 миллиардов долларов), уступки либо сдачи в аренду Ираку стратегически серьёзных островов Варба и Бубиян.

Дипломатические шаги ничего не дали, и уже весной 1990 года на северной границе Ирака стали концентрироваться лучшие части республиканской гвардии. Американцы были обеспокоены развитием событий в этом регионе, и в район Персидского залива был послан авианосец «Индепенденс», но он опоздал…

Утром 2 августа 1990 года иракские армии начали вторжение в Кувейт. В то время кувейтцы располагали 71 вертолётами и 40 самолётом. Но не вся эта техника полностью была освоена летным составом. Те же «Миражи» были сложными как в освоении, так и в обслуживании — в следствии пара автомобилей было утрачено в катастрофах и авариях.

При том, что не сильный РЛС истребителя не «дотягивалась» кроме того до границ страны.

Лучше обстояли дела с более несложными «Скайхоками», исходя из этого руководство ВВС отработало очень необычную тактику применения этих штурмовиков в качестве истребителей. Причем в этом случае «миражи» выступали в образе «мини-ДРЛО», наводя А-4 на воздушные цели. Ясно, что при настоящего воздушного столкновения с современными иракскими истребителями, в кабинах которых сидели прекрасно обученные летчики, шансов у кувейтцев фактически не было.

Иначе, бессчётные западные наблюдатели отмечали, что экипажи вертолетов были отлично подготовлены и обслуживались в основном зарубежными техниками.

Иракский замысел всецело базировался на английских замыслах 50-х годов, обновленных в соответствии с уроков заключительной ирано-иракской войны. Но с серьёзным исключением — никакого химического оружия (а стоит заявить, что с конца 1987 года использование как раз этого оружия было главным причиной иракской военной теории). По замыслу кувейтские аэропорты должны были быть обстреляны дальнобойной артиллерией, а закончить разгром должны были удары с воздуха.

После этого воздушным десантом предполагалось захватить Кувейт-Сити, где планировалось захватить всю семью эмира. В один момент четыре дивизии республиканской гвардии должны были отрезать главные силы кувейтской армии от саудовской границы и разгромить их.

(снимок времен ирако-иранской войны)

Вторжение началась примерно в два ночи 2 августа 1990 года, в то время, когда иракцы начали обстрел главных баз авиации и кувейтской армии (по большей части досталось авиабазе Эль Салем), в один момент наступление начали три дивизии.

Предчувствие войны уже витало в воздухе, и уже за пара часов до вторжения все расчеты ЗРК и часть летчиков истребителей были переведены в режим повышенной боеготовности. Исходя из этого первая волна вертолетов с десантом, что должен был захватить главные объекты кувейтской столицы, была встречена четверкой патрульных «Миражей».

Не смотря на то, что по иракским данным десант прикрывался истребителями, однако, кувейтским летчикам удалось сбить восемь вертолетов (по две победы одержали капитан Мохаммед Аль-Доссари и лейтенанты Хабис Аль-Мутаири, Абдулла Суваиллин и Али Аль-Анзи). По кувейтским данным все победы были одержаны посредством УР «Мажик».

Через час на перехват очередной группы вертолетов взлетели еще два «Миража», на долю которых пришелся самый громкий успех дня. Майор Тахер Аль-Тахер смог сбить три вертолета, а его ведомый лейтенант Басам Аль-Джуяд — еще один. Открыли зенитчики и свой счёт — так, в 4:55 расчет ЗРК «Хок» заявил об одном сбитом иракском истребителе.

Не ожидая для того чтобы яростного сопротивления, иракцы отказались от захвата Кувейт-Сити что именуется одним рывком. И уже в 5:25 иракские истребители-бомбардировщики нападали все три кувейтские авиабазы. В один момент ударам подверглись и главные коммуникации страны.

Наряду с этим обширно употреблялись мины и кассетные бомбы.

Поднятая с Али-Эль-Салем для прикрытия Эль-Джабер пара «Миражей» не смогла помешать налету, но возвратиться было практически некуда. Вот тут кувейтцам и понадобилась запасная ВПП, которая представляла собой дорогу за авиабазой шириной четыре с длиной и половиной метра 2700 метров. Летчикам удалось благополучно посадить собственные автомобили, к каким сходу ринулись механики, дабы перевооружить и заправить истребители.

С Али-Эль-Салем с поврежденной полосы удалось поднять в 6:30 несколько «Миражей», летчики которых при перелете на Эль-Джабер смогли сбить три иракских вертолета (две победы пошли на счет капитана Аймана Эль-Мудафи, а одна — лейтенанту Файзалу Эль-Хамуд). Это были последние победы летчиков «Миражей» перед тем, как было приказано о перебазировании в Саудовскую Аравию. В итоге 11 самолетов (6 F.1CK/CK-2 и 5 F.1BK/BK-2) попали в руки захватчиков, а 16 смогли укрыться в соседней стране.

Уже в 6:00 экипажи всех «Газелей», «Супер» Пум «и Пум» получили приказ эвакуироваться в Саудовскую Аравию. Причем при перелете не удалось избежать несогласованности — ракетой «Хок» была сбита «Пума», в которой погибли четыре члена экипажа.

Тем временем утром кувейтским летчикам удалось поднять в атмосферу и все наличные «Скайхоки», каковые срочно отправились штурмовать танковые колонны Саддама. Но это было весьма непросто, поскольку на подступах к столице развернулась настоящая танковая битва: единственная кувейтская танковая бригада, вооруженная «Чифтенами», при помощи всего нескольких орудий вела бой с полнокровной иракской механизированной дивизией.

А выяснить с воздуха принадлежность танков было легко невозможно. Исходя из этого главные удары летчиков «Скайхоков» были направлены против растянувшихся коммуникаций соперника. Причем в случае если летчикам получалось «подловить» иракские вертолеты без истребительного прикрытия, то они с успехом использовали бортовое оружие (по крайней мере, на счет летчиков «Скайхоков» занесено пять побед).

По окончании уничтожения взлетных полос штурмовики перебазировались на ранее заготовленные полевые площадки и оттуда наносили удары. Не считая танковых колонн в их прицел попадали и морские цели. Так, по окончании обеда пара А-4 около Файлалка перехватила вражеский десантный корабль в прикрытии сторожевого катера.

Летчики скинули пара кассетных бомб, но результаты атаки проконтролировать им не удалось.

Последние вылеты в 16:30 на «Скайхоках» совершили лейтенанты Салем Аджуми и Адман Хаммади. Штурмовики сражались до самого окончания войны и лишь 3 августа 21 А-4/ТА-4 были переброшены в Бахрейн, действительно, остальные 10 стали трофеями иракцев. Всего на счет летчиков, летавших на А-4, были записаны пять стёртых с лица земли вертолетов и 104 бронемашины и танка.

Не отставали от своих «старших братьев» и летчики «Хоков», тем более что в кабинах сидели летчики-инструкторы. Они не сбили ни одной воздушной цели, но стёрли с лица земли пара бронированных целей. Семь самолетов были эвакуированы в Бахрейн (одна машина повреждена при посадке), а пять были захвачены иракской армией.

иракские танки в Кувейт-Сити

К вечеру 2 августа иракцы штурмом забрали столицу. Наряду с этим тяжелые битвы развернулись около аэропорта, где пребывало пара гражданский лайнеров. Правильное количество их неизвестно, но как и утраты.

На страницы газет попала лишь фотография с сгоревшим Боингом 747 компании «Бритиш Эйрвэйз» («G-AWND»).

сгоревший Boeing 747 компании «Бритиш Эйрвэйз» («G-AWND»)

Оставшиеся «скайхоки» и «чифтены» сражались до 4 августа, в то время, когда, израсходовав все топливо и боеприпасы, экипажи, кинув технику, присоединились к своим сослуживцам в Саудовской Аравии.

В целом возможно утверждать, что утраты кувейтских ВВС были очевидно не критическими — как позже заявило правительство в изгнании, на протяжении вторжения в битвах было утрачено 8 «Миражей», 10 «Скайхоков», 5 «Хоков», 4 «Газели», 4 «Пумы», 3 «Супер Пумы», 1 L-100-30 и 1 DC-9, из них практически лишь одна «Пума» была сбита ЗРК (да и то собственным «Хоком»), одна «Газель» разбилась около саудовской границы (по малоизвестной обстоятельству 3-го числа) и одна «Супер Пума» стёрта с лица земли на земле, а остальные стали трофеями оккупантов. Одиннадцать человек из состава ВВС погибли, помимо этого погиб один чужестранец — иорданец Раад Сабри.

Расчеты ЗРК «Хок» претендовали на 10 сбитых иракских вертолетов, 4 подтвержденных реактивных самолета, 3 неподтвержденные сбития самолёта и 1 вертолётов. Помимо этого, как уже упоминалось, был сбит личный вертолет «Пума». Так, если доверять арабским данным, то результативность легко неповторимая — 24 попаданий и 19 пуска!!!

Так, ПВО страны претендовало на 18 побед, летчики «Миражей» — на 16, «Скайхоков» — на 5. Всего 39 сбитых вертолётов и самолётов.

Примечательно, что иракцы подтвердили уровень собственных утрат, заявив что на протяжении вторжения были утрачены 32 реактивных самолётов 7 и вертолёта. Но указывалось, что большинство вертолетов была утрачена в следствии столкновения с линиями ЛЭП, а не сбита кувейтцами.

По послевоенным сведениям иракские эксперты подробно ознакомились с захваченными установками ЗРК «Хок», а из 11 «Миражей» шесть автомобилей вошли в состав ВВС Ирака (по окончании войны часть захваченной техники была возвращена Кувейту, но в весьма нехорошем состоянии).

В следствии вторжения 80% авиатехники кувейтских ВВС было эвакуировано. На ее базе были организованы «ВВС Свободного Кувейта», каковые наравне с союзниками потом принимали участие в освобождении собственной страны.

Mirage F1 ВВС Свободного Кувейта

Как раз из-за больших утрат вертолетного парка иракцы не смогли захватить королевскую семью и во многом утратили дипломатические козыри — по окончании захвата страны Хуссейн собирался организовать «необязательное вхождение Кувейта в состав Ирака». Но оказалось совсем по — второму и скоро в регион стали прибывать американские и европейские армии под флагом ООН…

источники:

  • текст — Михаил Жирохов «Вторая солдата в Заливе вторжение Ирака в Кувейт, 1990 год» «Крылья Отчизны» 12/2011,
  • часть снимков была забрана с
  • http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2011-01/19/content_21775981_2.htm
  • http://www.modernarmy.ru/article/122

Война в Персидском заливе 1991 | Gulf War 1991

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: