12 Апостолов. нереальная альтернатива по скрещиванию дохлого ужа и старого ежа

      Комментарии к записи 12 Апостолов. нереальная альтернатива по скрещиванию дохлого ужа и старого ежа отключены

В 1908-ом году, пятнадцатилетний ЭБР «Двенадцать Апостолов» был выведен из боевого состава Черноморского флота и не смотря на то, что по штабным документам корабль числился аж линкором резерва, уже к 1910-му году он превратился в полностью небоеспособный блокшив. На нем отсутствовали артиллерия, одна труба и было снято множество дельных вещей. На корабле оставалось около 50 человек штатной команды, а не считая них в каютах и кубриках жили экипажи подводных лодок.

Вот впечатления начальника штаба флота адмирала Новицкого: Линкор Двенадцать Апостолов воображает что-то неосуществимое. Корабль имеет начальника, 40 человек команды и помогает для житья дивизиона подводного плавания. Но на корабле всем обладает глава этого дивизиона.

Что делает начальник, для меня совсем неясно. Корабль в запустении, везде грязь.

12 Апостолов. нереальная альтернатива по скрещиванию дохлого ужа и старого ежа

О таком понятии как дисциплина, на корабле похоже кроме того не вспоминали, потому, что его «экипаж» сейчас формировался из злостных нарушителей дисциплины и «политически неблагонадёжных элементов» списанных с вторых судов ЧФ.

Ясно, что этот «резервный линейный корабль» был настоящей занозой в заднице у руководства флотом. Исходя из этого, нет ничего необычного, что уже в марте 1911 г. перевоплощённый в гадюшник прекраснейший в прошлом броненосец ЧФ «передали в порт», а через месяц, 4 апреля, последовал приказ за № 99 об исключении его, вместе с пятью номерными миноносцами-ровесниками, из перечней судов флота. ИМХО, корабль кроме того по нормативам того времени недослужил и очевидно был хорош лучшей участи.

Разбирать броненосец начали лишь в 20-е годы.

Но, это РИ. Сейчас, АИ. Надеюсь, забавная.

Как мы знаем, в первое десятилетие 20-го века во всю назревал вал противоречий на балканском полуострове, вылившийся в две т. н. Балканские войны (1912-1913г.г.). Войны эти уже в который раз распознали совсем нетерпимое положение с Проливами. Вправду, чтобы деятельно оказывать влияние на Балканские дела всей мощью собственных армии, России стратегически принципиально важно было обеспечить свободный проход судов ЧФ через Босфор и Дарданеллы.

Это в Российской Федерации осознавали неизменно и это познание, по известным обстоятельствам обострилось до чрезвычайности чуть на балканском полуострове начала накаляться политическая ситуация. В политическом руководстве и высшем военном России задача овладения проливами несомненно стояла в числе наипервейших и ответственных. Это была стратегическая цель, за которую кое-какие деятели Империи готовы были «души заложить» в т. ч. и лукавым британцам.

Но, добиться политического признания стратегических заинтересованностей и осуществить собственное право удовлетворить эти самые интересы, вещи пара неоднородные. Для этого необходимы важные инструменты. И одним из них должен был стать специальный артиллерийский корабль, изначально заточенный не для морских баталий, а для разрушения турецких береговых упрочнений в зоне проливов.

Применять для данной цели простую морскую артиллерию линейных кораблей было не через чур рационально сходу по нескольким обстоятельствам:

Во-первых, громадный количество грядущей работы по берегу, давал слово легко превышать ресурс стволов орудий линкоров ЧФ, что имел возможность потребоваться для применения по прямому назначению в любую секунду. А ведь в 1911 году на целый ЧФ осталась только одна бригада ЛК.

Во-вторых, линейные корабли с их осадкой, далеко не всегда могут подойти к берегу на оптимальное расстояние.

В третьих, башенные установки линейных кораблей додредноутной эры, имели небольшой угол возвышения и соответственно имели возможность вести по укреплениям и фортам только настильный пламя, поражающий их в самый защищённые фронтальные части и не причиняющий никакого вреда фортам изнутри. А ведь оттуда пламя по десантам и нашим кораблям будут вести мортиры и турецкие гаубицы. Не зря в «стародавние» времена в составе флота российского имелись т. н. «бомбардирские суда» вооружённые 2, 3 а также пятипудовыми мортирами.

И вот, в то время, когда появилась мысль перестроить два устаревших ЭБР «Двенадцать Апостолов» и «Синоп» в бомбардирские суда предназначенные для разрушения упрочнений проливов, стало известно, что сделать это относительно задёшево не получается по обстоятельству полного отсутствия подходящей корабельной артиллерии. Ветхие пушки были уже демонтированы с броненосцев по износу, а изготовление новых «ветхих» не представлялось вероятным.

Пушки же нового поколения для установки на эти броненосцы не годились. Помимо этого, имея угол возвышения всего в 15 гр. артустановки броненосцев для новой собственной ипостаси принципиально не доходили.

Однако, проблему оружия решили относительно быстро. Все заинтересованные лица как-то сходу и внезапно отыскали в памяти о могучих одиннадцатидюймовых (280 мм) береговых пушках обр. 1887 г. и мортирах обр. 1877 г. того же калибра.

Причём, в случае если первые в теорию предполагаемого применения вписывались не имеет значения (громадный вес, громадное значение для береговой обороны и опять-таки мелкий угол ВН (всего 20 гр.), то вторые им не только всецело соответствовали, но ещё и имелись в наличии в приличном количестве, и боевые качества их (как береговых орудий) уже не так чтобы впечатляли (а вот угол ВН мортиры имели самый подходящий – аж 65 гр.), да и выпуск этих самых мортир был прекращён недавно – лишь в 1906-ом году.

Я в то время, когда просматривал об этих мортирах у Широкорада, от его логики. Растолкую. Потому, что 280 мм мортира умудрялась попасть в неподвижную цель размером 12х14 метров только одним боеприпасом из 12, глубокоуважаемый Александр Борисович заявил эти орудия полностью ненужными, намекнув на слабоумие людей, решивших при помощи таковой артиллерии защищать береговые крепости империи.

Я же, не веря в слабоумие армейских того времени (как но и любого другого), подозреваю, что борьба с судами соперника была только одной из задач мортир и при том отнюдь не основной (не смотря на то, что, японцы нет-нет да топили сухопутными орудиями в т. ч. мортирами и гаубицами отечественные кораблики на Порт-Артурском рейде). Состоящие на вооружении береговых крепостей мортиры, вероятнее, предполагалось применять в первую очередь как средство направленное на противодействие высадке десантов и как противоштурмовую артиллерию.

И та и вторая задачи не потребовали особенной точности, но сопернику наоборот было никак не избежать очень громадной скученности транспортов, высадочных средств и живой силы, что создавало для мортир совершенные условия работы «по площадям». А уж каких бед имел возможность наделать одиннадцатидюймовый чемодан, разорвавшись довольно совершенно верно на участке высадки батальона морского десанта в необходимый момент, жутко кроме того себе представить. Коса смерти над пляжем.

Не забывайте эпизод высадки из «Рядового Райана»? Один успешный «бдыщ!» 11-дюймового чемодана со шрапнелью и на данном участке побережья срочно воцаряются покой и мир как в лавке мясника. И что особенно принципиально важно – стреляют-то мортиры с закрытых позиций.

Откель – х.з. с судов не видно.

Познание этого назначения береговых мортир не разрешало списать их до 20-х годов 20-го века!

Кстати, 8 280 мм береговых мортир обр. 1877 г. Кронштадтского мортирного полка, сыграли отнюдь не последнюю роль в капитуляции сильнейшей крепости Австро-Венгерской империи Перемышль. А того же типа мортиры, оставшиеся на территории Финляндии по окончании её выхода из состава России, обороняли линию Салпа. Вот такие позиции остались от тех мортир до наших дней.

Всё по-фински капитально. Не достаточно лишь самой мортиры внизу и густой маскировочной сетки сверху. Дата постройки – 1940-ой год!

А это позиции таких же береговых мортир под Владивостоком (если судить по форме, фотографировали проклятые интервенты).

Порт-Артур столь замечательных «доводов» на протяжении Р-Я войны не имел и его защитники весьма сетовали, что при очень сложном рельефе местности, простые пушки, не талантливые бить отвесно, фактически ненужны.

Ещё один довод в пользу скудоумия артиллеристов того времени по версии Широкорада – шрапнель, к началу ПМВ обязательно входившая в боекомплект мортир всех типов. А разве не шрапнель самое действенное средство выкашивать японцев из тех самых складок местности со сложным рельефом? Доты японцы на протяжении высадки и штурма отечественных крепостей на себе не таскали да и то, что было бы непременно уместно для тяжёлой артиллерии осадных парков (замечательные фугасы, броне и бетонобойные бомбы), для мортир береговых крепостей (и не только береговых) было вовсе не так актуально.

В общем, мортиры эти были в наличии, и ничто не имело возможности воспрепятствовать оружию ими пары специальных судов.

Кстати, нежели кто-то считает, что мортиры имеют своеобразны маленькую дальнобойность, тороплюсь успокоить – по дальнобойности мортира обр. 1877 г. фактически не уступала «родному» 12“ ГК ЭБР «12 Апостолов» (8.7 км против 9.1).

Первоначально, мортиры предполагалось парами на поворотных столах родных барбетных установок броненосца. Но, по окончании демонтажа ветхой артиллерии по окончании вывода броненоцев из боевого состава флота, и сами столы и все их механизмы были напроч или сломаны или так же демонтированы. Фатальная разукомплектованность не разрешала опять вернуть их к судьбе по разумной цене и в разумные сроки.

Исходя из этого, пошли по самый доступному пути — решили мортиры на палубе — по сухопутному. И это было хорошо, потому, что учитывая, что полный вес мортиры всего 26 т. то кроме того в случае если эту цифру удвоить за счёт подкреплений палубы, демонтаж штатных барбетных артустановок броненосца разрешал снизить осадку и при необходимости доходить к берегу значительно ближе.

Кроме того весьма примерно, выигрыш в весе при замене двух двухорудийных барбетных установок на 4 береговые мортиры (с учётом нужных подкреплений и собственных противоосколочных барбетов) составлял более 100 тысячь киллограм!

Правда оставалась ещё одна неприятность – компоновка. Дело в том, что береговые мортиры не очень-то затрудняли себя экономией пространства. Диаметр круга обслуживания одной мортиры (в которого и она сама вращалась и расчёты трудились без стеснения) был велик.

И сократить данный метраж до диаметра прошлой барбетной установки не представлялось вероятным в силу конструктивных изюминок орудия, откат которого осуществлялся по долгой поворотной раме, вращавшейся около оси закреплённой на фундаменте.

В следствии невеликой по количеству, но напряжённой работы, в плане её срочности, удалось сократить круг обслуживания 12-ю метрами в диаметре с учётом противоосколочного барбета. (Само собой разумеется, в случае если прикинуть размеры этого круга глядя на вышеприведённые фото, забрав за ориентир длину ствола в 3 метра, в полной мере возможно было уложиться и в круг диаметром метров 8-9, но я брал с запасом).

Несложнее всего размещалась носовая мортира. Заменить одну установку ГК ЭБР на одну мортиру было не сложно. Значительно тяжелее было разместить две мортиры с 12-метровыми кругами обслуживания на месте одной (7-метровой в диаметре) кормовой барбетной установки. Рассматривался кроме того вариант перехлёста ближнего круга дальним и соответственно ограничения угла ГН ближней к миделю кормовой мортиры.

Выручило то, что размер палубы в принципе разрешал этого не делать, а подкрепления фундаментов двух мортир занимали намного меньше места под палубой чем подпалубные же подкрепления и конструкции одной прошлой установки ГК.

Но, останавливаться только на трёх орудиях флот не планировал. От инженеров потребовали обеспечить размещение четырёх мортир и точка (конечно обеспечив функционирования и надёжность крепления этих орудий в условиях морской эксплуатации – влажной среды и качки).

Чтобы выполнить поставленную задачу, первоначально предполагалось перепланировать носовую часть верхней палубы корпуса под две мортиры – как на корме и при том с солидным нахлёстом, для чего требовалось сократить носовое котельное отделение, перенести ближе к миделю надстройки и проч. Вариант посчитали через чур трудоёмким. Вместо него, нашли второе ответ.

Мортиру разместили над котельными отделениями, со смещением на левый борт как это было вероятно – так, что противоосколочный барбет круга обслуживания поднялся вровень с наружной стенкой верхнего каземата, лишённого брони, мало увеличенного по габаритам и сейчас поддерживающего пределы борта корпуса. Такая схема разрешила ничего не переделывать в первом КО, ничего не переделывать ни в боевой ни в ходовой рубках.

Единственно на что было нужно пойти, это отыскать в памяти предложение строителя броненосца Ратника, по сведению дымоходов всех КО в одну неспециализированную трубу и вывести эту трубу (повышенного овального сечения и размера) с громадным смещением к правому борту. Возможно, это имел возможность бы первенствовать в отечественном флоте несимметричный довольно продольной оси корабль.

Развитые крылья мостика демонтировали (на эскизе внизу видно, что крыло левого борта загораживает приличную часть сектора обстрела).

Для удобства размещения подкреплений под данной мортирой, из прилегающего КО была демонтирована одна пара котлов, что пара снизило вес СУ.

Так же для понижения веса и соответственно осадки, были полностью разбронированы верхние казематы (на нижних поменяли броню на в два раза более лёгкую, крупповскую с тем же уровнем защиты), фок-мачту обрезали по прожекторную площадку, а на значительно облегченной за счёт рангоута грот-мачте (без которой было не обойтись т. к. она являлась основой кран-балки для спуска шлюпок на воду) разместили новый марс с ПУАО.

Задымление расположенного сзади дымовой трубы марса проблемой не считали, потому, что вести пламя на ходу не предполагалось (применительно к береговым мортирам это бессмысленно), а в статичном состоянии, было совсем не имеет значения как относительно друг друга расположены мачта и труба с ПУАО – тут всё зависело только от направления ветра.

Но, на протяжении опробований, высоту марса посчитали недостаточной для качественной корректировки артогня по высокорасположенным береговым целям и, учитывая технический прогресс, на втором модернизируемом броненосце «Синоп» вместо центральной мортиры, на её «круге обслуживания» разместили оборудование для подъёма и развёртывания аэростатов с артиллерийскими наблюдателями. В состав аэростатного оснащения «Синопа», кроме лебёдок и газогенератора, включили один обычный сферический шарльер русских воздухоплавательных отрядов ветхого типа количеством 640 куб/м., два новеньких, не склонных к раскачиванию на сильном ветру, змейковых аэростата количеством 750 куб/м. конструкции В. Кузнецова и в качестве резервных (на случай неисправности газогенератора либо израсходования компонентов чтобы получить водород) два маленьких одноместных монгольфьера с воздушно-керосиновыми горелками (типа примуса). Со всеми аэростатами имелась проводная телефонная сообщение.

Благодаря значительному понижению осадки, на батарейной палубе (снаружи, в отличие от прошлого), применяя маленькие пилоны на свесах, стало возмможно установить в качестве запасном артиллерии по 8 120 мм орудий, разбитых на 4 двухорудийных плутонга. Погреба этих орудий размешались, действительно, не через чур комфортно – в нижнем каземате. Но, вторых вариантов обеспечить и своевременную подачу, и защиту снарядов, не стесняя ещё больше внутрикорпусную планировку, не было.

Потому, что темперамент решаемых задач потребовал очень приличного боекомплекта ГК (на сухопутье, в осадной артиллерии, обычным, если не минимально допустимым, считался боекомплект в 300 выстрелов на 280 мм мортиру), артпогреба, доставшиеся в наследство от прошлого ГК ЭБР задействовали всецело, кроме того пара их расширив. Причём, учитывая, что носовой погреб снабжал и носовую и центральную мортиры (что конечно было не так комфортно и имело возможность сказаться на скорострельности), часть БК последней (его первую очередь), разместили в прекрасно бронированном нижнем каземате левого борта вместе с снарядами противоминной артиллерии.

Перестроенные так из устаревших ЭБР в неторопливые бомбардирские суда (без оглядки на капремонт, макс. скорость по износу автомобилей и демонтажу двух котлов всего 10 узлов), «Двенадцать Апостолов» и «Синоп» имели возможность войти в строй уже в 1913 году и к началу ПМВ, ЧФ имел бы «весомый довод» для атаки на Босфор с моря.

Сборка модели корабля 12 апостолов от ДеАгостини

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Глава 3. «хиномару» над океаном. (часть iii)

    Продолжение увлекательного цикла статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. По окончании ввода в строй «Акаги» и «Кага» – по 26 900 т…

  • Барбетные броненосцы испании (gran espana)

    Хорошего времени дней, глубокоуважаемые сотрудники! Публикую наработки по Армаде Испании, и сейчас обращение отправится о броненосцах финиша 70-х –…

  • Броненосные крейсера типа айгайон (phoenix purpura)

    Хорошего времени дней, коллеги. Вот я и добрался до моей любимой технички по обновленной альтернативе Phoenix Purpura, и сейчас я представляю вам первые…

  • «Орёл» — первенец российского флота

    На сайт АИ уже выкладывались занимательные и познавательные статьи, посвященные реконструкции первого русского корабля «Орёл» (1 и 2). Отысканный мной…

  • Тяжёлая альтернатива №28

    Сообщено — сделано. Но, как быть с потребностью РККА в тяжёлом танке прорыва? Вообще-то, разработка танка на замену Т-35А уже ведётся в ОКМО с 1933 года….

  • Маленькая антикрейсерская альтернатива

    в этот самый момент я внезапно поразмыслил (со мной время от времени такое случается), а необходимы ли РККФ по большому счету крейсера? Не, это я такое…