12,7-Мм пулемет швак

      Комментарии к записи 12,7-Мм пулемет швак отключены

20-мм авиапушка ШВАК, составлявшая базу оружия отечественной истребительной авиации в годы ВОВ, непременно являясь очень действенным оружием, оставила в тени более ранний и менее узнаваемый вариант крупнокалиберного пулемета ШВАК. А в это же время, история 12,7-мм ШВАКа достаточно занимательна, не смотря на то, что многие моменты ее до сих пор покрыты тайной.

В Советском Альянсе первые работы по созданию крупнокалиберного пулемета стартовали во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда в КБ-2 был создан первый проект пулемета конструкции В.А. Дегтярева с едой из твёрдых обойм и газоотводной автоматикой, повторяющей пулемет ДП.

Тогда же, во второй половине 20-ых годов XX века показался новый замечательный безрантовый патрон, узнаваемый сейчас как 12,7х108, один из самых замечательных патронов собственного класса, спроектированный намерено под применение из магазинов.

В конце 1930 года в мастерской БНКиС завода №2 собрали первые два умелых примера крупнокалиберного пулемета конструкции Дегтярева с дисковым магазином конструкции А.С. Кладова емкостью 30 патронов.

В феврале 1931 года прошли сравнительные опробования пулемета Дегтярева с созданным ТОЗ пулеметом «совокупности Дрейзе». В мае того же года на опробования был представлен доработанный пример пулемета с приемником Г.С. Шпагина под матерчатую ленту.

Нужно подчернуть, что именно в это время, а конкретно 9 февраля 1931 года, распоряжением правительства была инициирована программа создания авиационной версии крупнокалиберного пулемета. Причем характерно, что оговаривалось использование принятого на вооружение нового патрона 12,7х108 ДК.

В следующем, 1932 году пулемет, взявший обозначение ДК-32, был формально принят на вооружение. В один момент на опробования был выставлен летный вариант ДАК-32, унифицированный с пехотным пулеметом. И именно в это время появляется первое упоминание о пулемете ШВАК, опытный образец которого был закончен в изготовлении 28 мая 1932 года.

И именно с этого момента начинаются загадки.

Дело в том, что в случае если принять за точку отсчета упомянутую выше дату появления ШВАКа, то привлекает внимание факт, что разработка 12,7-мм пулемета велась Б.Г. Шпитальным фактически параллельно с 7,62-мм ШКАСом, что в то время еще лишь проходил опробования и отработку конструкции. Так, возможно сделать вывод, что Б.Г.

Шпитальный, трудясь в то время в Проектно-конструкторском бюро в составе Тульского оружейного завода и являясь автором идеи барабанной совокупности подачи патронов, реализованной в пулемете ШКАС И.А. Комарицким, взялся за крупнокалиберную версию пулемета именно по окончании упомянутого выше распоряжения правительства 09.02.31.

Разумеется то, что Шпитальный, в то время не владея достаточным опытом конструкторской работы, не был в состоянии самостоятельно реализовать идею «масштабирования» ШКАСа до 12,7-мм калибра. И в случае если фактической детальной созданием ШКАСа занимался И.А. Комарицкий, то крупнокалиберную версию поручили инженеру-самоучке того же ПКБ – С.В.

Владимирову.

Наряду с этим уже на стадии разработки стало очевидным, что применяя аналогичный принцип подачи патрона из ленты к патроннику, путь к которому патроны проходили по сложной круговой траектории, применить уже принятый на вооружение безрантовый патрон ДК 12,7?108 не удастся без трансформации конструкции барабанного механизма. Дело в том, что у пулемета ШКАС отечественный патрон 7,62х54R двигался по спирали барабанного приемника, цепляясь за канавки в кожухе и барабане барабана выступающей фланцем-закраиной. «Рантовые» патроны уже тогда считались неудобными для применения в магазинных подачах, и везде во всемирной практике от них отказывались.

В СССР эта тенденция кроме этого имела место быть. Новый крупнокалиберный патрон имел канавку под экстрактор и идеально доходил для любых магазинов, но не годился для барабанной подачи совокупности Шпитального.

Иными словами, под крупнокалиберный пулемет Шпитального-Владимирова требовался новый патрон. Одному всевышнему известно, какими дорогами Шпитальному, в первой половине 30-ых годов двадцатого века еще не имевшему достаточного веса в среде советских оружейников, удалось продавить производство нового 12,7-мм патрона под собственный оружие. Полностью аналогичный по баллистике «дегтяревскому» патрону, применяющий ту же номенклатуру пуль, патрон ШВАК 12,7?108R имел выступающую закраину.

Причем, Наверное, лоббирование нового патрона было таким серьёзным, что В.А. Дегтярев в ряде собственных умелых проектах крупнокалиберного пулемета 1933-34 гг предусмотрел применение рантового патрона ШВАК наровне со стандартным.

12,7-Мм пулемет швак

Патроны 12,7?108 – ДШК вверху и ШВАК внизу

Предстоящие события додают вопросов.

В 1932-1933 гг. крупнокалиберный пулемет Шпитального-Владимирова прошел полигонные опробования, продемонстрировав очень большой темп стрельбы, достигавший 700-800 выстр/мин, что контрастировало с первыми серийными ДК, выдававшими лишь 300-400 выстр/мин. Наряду с этим подробности отчетов об опробованиях отсутствуют.

А уже в 1934 г. был принят на вооружение называющиеся 12,7-мм летный пулемет совокупности Шпитального и Владимирова – ШВАК (Шпитальный – Владимиров – летный – крупнокалиберный).

12,7-мм ШВАК с выводом гильз вперед

Интриги додаёт факт, что в то время, когда Б.Г. Шпитальный в первой половине 30-ых годов XX века взял «высочайшим распоряжением» собственное ОКБ-15, основной разработчик ШВАКа Семен Владимирович Владимиров тогда же, в мае 1934 года неожиданно переводится из тульского ЦКБ стрелкового оружия (ЦКБСВ) не к собственному начальнику в новую структуру, а в Ковровское ПКБ, руководимое Дегтяревым, где занимается доводкой ШВАКа.

Перевод Владимирова вместе с проектом пулемета в Ковров необычным образом сходится с остановкой работ по пулемету ДК, что снимают с производства в 1935 году под предлогом низкой практической скорострельности. В один момент Шпитальный, деятельно лоббируя собственный ШВАК, по всей видимости, убеждает Сталина, что новый крупнокалиберный пулемет идеально подходит не только для авиации, но и как универсальное оружие для флота и армии в качестве зенитного и противотанкового. На счастье И.В.

Сталин не стал останавливать экспериментальные работы Дегтярева по совершенствованию пулемета ДК, каковые привели во второй половине 30-ых годов XX века к появлению одного из лучших пулеметов собственного класса – известного ДШК. А счастье было в том, что крупнокалиберный ШВАК был не так оптимален, как расписывал его Шпитальный.

Как и на большинстве автоматических газоотводных совокупностей, ШВАК имел газовый регулятор с четырьмя газоотводными отверстиями различного диаметра, призванными регулировать темп стрельбы. Больше диаметр – большее количество газов отводится из ствола, возрастает энергия, приводящая в перемещение автоматику, и темп стрельбы возрастает. Меньше отверстие – темп стрельбы падает.

Но пулемет ШВАК, изначально заточенный под большой темп стрельбы, нужный для авиационного применения, выяснилось не так для наземного применения, где излишняя скорострельность вредна, потому, что ведет к преждевременному износу перегретого ствола. Оказалось, что при понижении темпа стрельбы менее 700 выстр/мин за счет уменьшения газоотводного отверстия, аккумулированной пружиной энергии для надежного отражения экстрагированной гильзы не достаточно и пулемет тривиально клинит.

Дополнительные сложности доставляло устранение задержек пулемета, требующее частичной разборки оружия, и, как уже отмечалось выше – «собственный» патрон с закраиной, что не годился для магазинного питания.

В течение 1935-36 гг. на Ковровском заводе были выпущены 6 «сухопутных» пулеметов ШВАК (при замысле 40 шт.) и 86 авиационных (при замысле 410 шт.). Быть может, некое количество (не более нескольких десятков) было выпущено в первой половине 1937 года.

В «сухопутном» варианте пулемет ШВАК (индекс 56-П-533) имел дульный тормоз и оребренный ствол, аналогичный пулемету ДК и комплектовался разными станками – колесно-треножным Колесникова, универсальным колесным лафетом-станком Лещинского, треножным зенитным лафетом Атслега и морской тумбовой зенитной установкой Ершова, Иванова, Панова. Кроме этого монтировался 12,7-мм ШВАК на зенитную стойку Ершова, Иванова, Чернышева для установки в кузове грузовиков в качестве средства мобильного ПВО. Кроме этого на пехотной версии ШВАК ставился и оптический прицел.

12,7-мм ШВАК на лафете Лещинского

12,7-мм ШВАК на лафете РМ-12,7 Атслега

12,7-мм ШВАК на колесно-треножном станке Колесникова

12,7-мм пулемет ШВАК на зенитной стойке Ершова, Иванова, Чернышева в кузове грузовика ГАЗ-АА

Морская тумбовая установка ТУМ-12,7Ш под пулемет ШВАК Ершова, Иванова, Панова

Что касается авиационных пулеметов ШВАК, как мы знаем, что было выпущено пара модификаций с разными схемами вывода гильз, в основном для турельных установок, а также экспериментальных механизированных турелей с электроприводом «Алдис». Существовал кроме этого крыльевой вариант ШВАКа, хороший от турельного тросовой рукояток системой и отсутствием управления зарядки. Во второй половине 30-ых годов XX века были созданы кроме этого моторный и синхронный варианты ШВАК.

В конце 1937 г. в КБ Н.Н.Поликарпова исследовались возможности установки синхронных крупнокалиберных пулеметов ШВАК. По окончании перевода КБ на завод № 156 эти работы включили в перечень плановых заданий коллектива и для их реализации с завода № 21 на завод № 156 передали один И-16 тип 5 и один И-16 тип 10. Синхронные пулеметы ШВАК устанавливались под обшивкой фюзеляжа сверху на лонжеронах крыла. И-16 тип 5 с этим оружием взял обозначение И-16ШВ, а тип 10 – И-16ШВС.

У заключительного пулеметы ШКАС в крыле сохранялись.

В июне 1938 г. И-16ШВ, а в июле и И-16ШВС передали на полигон авиационного оружия. Результаты стрельб были хорошими, и заводу № 21 заказали серию из трех И-16ШВС для войсковых опробований. По распоряжению главного инженера завода №21 Куприянова за подписью главного конструктора Пашинина от 21 января 1939 г. самолетам с синхронными ШВАК 12,7 мм присвоили тип и-16 обозначение 16. По стандарту ШВС доработали три автомобили: №№ 16211, 16212, 16213.

По окончании заводских опробований по сокращенной программе все три самолета передали в НИИ ВВС для прохождения войсковых опробований.

В 1938 г. в НИИ ВВС испытали еще один И-16 тип 5 с двумя синхронными пулеметами ШВАК, расположенными в развитых зализах крыла истребителя. Проект был выполнен Веневидовым и Можаровским в ОКБ Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского.

Его сочли нецелесообразным из-за возрастания аэродинамического сопротивления, позванного увеличенными количествами зализов.

12,7-мм ШВАК для электрофицированной турели с выводом гильз назад

12,7-мм ШВАК на электрофицированной турели Алдис с автоматической подачей ленты

К 1937 году В.А. Дегтярев в содружестве с Г.С. Шпагиным довел собственный крупнокалиберный пулемет до приемлемых ТТХ, в следствии в версии ДШК-38 дав стране универсальное оружие, несравнимо менее технологически сложное, чем ШВАК, по практически в два раза более низкой цене. В случае если на 1938 г. народный комиссариат оружий устанавливал за один пулемёт ДШК цена «согласно соглашению» 13 635 руб. (с ЗИП), то пулемет ШВАК обходился в 22 460 рублей.

Наряду с этим на базе ДШК были созданы и авиационные предположения ДШТА, ДШКА и ДНК, по темпу стрельбы нисколько не уступавшие ШВАК, но намного менее технологически сложные и в полтора раза более легкие, к тому же допускавшие использование как ленточной подачи, так и магазинной.

Во второй половине 30-ых годов XX века Народный комиссариат оружий совсем определился с унификацией патрона, оставив в производстве лишь более универсальный безрантовый 12,7?108 мм, сняв с производства патрон ШВАК, а следовательно завершилось производство и пулемета ШВАК, что уступил место 20-мм пушке ШВАК, такой же сложной и дорогой, применяющей кроме этого рантовые патроны, но из-за достаточно узкой специализации данной совокупности на такие «мелочи» возможно было не обращать внимания.

В предвоенные годы немногочисленные выпущенные 12,7-мм пулеметы ШВАК виделись в армиях на разных пехотных и зенитных установках, но к началу ВОВ полностью провалились сквозь землю.

Возможно только сожалеть, что благодаря интригам Б.Г. Шпитального, при любом случае старавшегося «топить» соперников, страна утратила пара лет, за каковые в полной мере возможно было оснастить армию более надежными пулеметами Дегтярева, которых весьма не хватало в годы войны.

К слову сообщить, нарком оружий и будущий глава МинОбороны СССР Д.Ф. Устинов, которому Шпитальный много потрепал нервы на протяжении войны, сразу же по окончании смерти Сталина выгнал с работы последнего с должности главного конструктора, расформировав руководимое им ОКБ-15, и послал Шпитального в почетную ссылку на преподавательскую работу.

Конструктивно 12,7-мм пулемет ШВАК аналогичен 7.62-мм ШКАСу с отличиями в мелочах. Ствол длиной 1246 мм имел 8 правосторонних нарезов. Подача патронов из уникальной рассыпной ленты производилась снизу-справ от ствольной коробки через барабанный механизм за 10 шагов.

ТТХ:

Модификация

ШВАК-12,7

Калибр, мм

12,7

Тип автоматики

газоотвод

Масса, кг

40 (тело пулемета)

Протяженность, мм

1726

Протяженность ствола, мм

1246

Темп стрельбы, выстр/мин

700-800

Начальная скорость пули, м/с

810-830

Емкость магазина

лента

Масса пули, г

48,2

Тип снаряда

12,7?108R ШВАК

Крупнокалиберные пулемёты 12,7 мм / Огнестрельное оружие

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: